Почему над финальной сценой суда работали раньше, чем над аналогичной сценой из начала «Левиафана»? Почему один из крупных планов Владимира Вдовиченкова снимали 26-28 дублей подряд, а в другой сцене Роман Мадянов говорил с его героем в отсутствие самого артиста? Почему в одном месте режиссёр Андрей Звягинцев вырезал полминуты, а в другом – сразу полторы?.. Ответы на эти и другие вопросы – в четвёртой части бонусной подборки нашего суперпроекта.
– План с бьющей волной, ставший в итоге первым кадром картины, был снят двумя дублями, один из которых длился целых десять минут: режиссёру хотелось поймать нужный, максимально сильный удар волны о скалы. При этом статичный план, план без движения (такой, например, как кадр №7, на котором видна река Териберка неподалёку от дома главных героев), Звягинцев снимает, как правило, двадцать секунд.
– Первый, второй, третий и пятый планы сняты в одной точке, с одного маленького плато.
– Весь пролог (в группе эти кадры называли «иксами») снимался в состоянии режима. Обычно это считанные минуты непосредственно до восхода солнца или после заката, однако в условиях Крайнего Севера режимное состояние длилось часами, что заметно облегчило работу над фильмом.
– Если пролог снимали в августе-сентябре 2013-го, то финальные планы («зеты») – уже в ноябре, с первыми снежными днями.
– В сценарии не было прописано, что Николай – в самом первом своём кадре – выйдет из дома, забыв выключить свет, из-за чего ему тут же придётся возвращаться. Этот момент родился уже во время съёмок как дополнительная «человеческая черта».
– Все четыре эпизода в гостиничном номере были сняты единым трёхдневным блоком. При этом обе сцены из начала картины – герои Серебрякова и Вдовиченкова приезжают в гостиницу, после чего Николай смотрит в номере телевизор – успели снять за одну ночную смену.
– Эпизод разговора друзей в машине (сразу после встречи с ДПС и Пашей) из-за ошибочного планирования, проведённого без учёта меняющейся освещённости, переснимали два раза: ну просто не везло. В итоге Серебряков в фильме – из одного дня, а сидящий рядом с ним Вдовиченков – из другого.
– Первое появление героини Елены Лядовой оказалось короче, чем было запланировано: в процессе монтажа режиссёр вырезал около полуминуты, в течение которых Лиля дожидалась, когда закипит и выключится чайник.
– Работа над эпизодом, в котором Дмитрий показывает папку с найденным на мэра компроматом, шла в один из первых съёмочных дней Владимира Вдовиченкова, когда артист ещё не вполне «вошёл» в по-настоящему рабочее состояние. В результате его крупный план снимали 26-28 дублей подряд.
– В фильме, как мы помним, две сцены в суде – и первой сняли сцену из финала, потому как специально для неё Алексей Серебряков отрастил небольшую щетину. На следующий день, побрившись, он был готов к съёмкам судебного эпизода из начала картины.
– На уровне режиссёрского сценария Звягинцев планировал показать оглашение решения суда по окончательному отъёму дома одним-единственным кадром: медленным наездом на судью вплоть до крупного плана. Но в итоге отказался от этой идеи как от «голой претензии», решив включить в сцену «портреты внимающих» ради дополнительной рифмы между этим эпизодом и финальной проповедью в храме. Идея с выходом из зала суда в коридор пришла в качестве «возможности бегства», которая бы «позволила сделать любой длины купюру».
– Эпизод вечерней посиделки друзей изначально тоже был длиннее, минуты на полторы: в нём также участвовал Ромка, а сделанную в 1929-м году фотографию дома камера показывала только тогда, когда Лиля возвращала её на место, вешая в соседней комнате. Этот вариант концовки сцены можно увидеть в бонусных «Удалённых эпизодах».
– Елену Лядову сняли «во всей длине этой сцены, целиком, всё время, пока она слушала». И хотя Звягинцев не хотел разрезать понравившийся ему дубль с мужчинами, это пришлось сделать, так как «ритмически необходимо было ещё одно её появление».
– Однако несмотря на то, что в итоге кадр с двумя героями разрезается дважды (на Лилю и на фотографию), это всё – один и тот же дубль. «Эта сцена, конечно, дорогого стоит», - справедливо полагает режиссёр.
– Сцену ночного визита мэра начали снимать со взгляда на героев Вдовиченкова и Серебрякова – восемь-девять дублей, от появления хозяина дома до отъезда непрошенного гостя. При этом, даже оставаясь за кадром, Роман Мадянов играл в полную силу: на площадке писали живой звук.
Но во время перестановки камеры произошло непредвиденное: Владимиру Вдовиченкову стало плохо, сниматься дальше он уже не смог. Мадянов, таким образом, на своём крупном плане взаимодействовал только с Серебряковым, лишь подразумевая слова и фигуру отсутствующего коллеги. В монтаже все реплики были совмещены воедино, сохранив тем самым «полное ощущение присутствия».
– Шесть сыгранных Мадяновым «своих» дублей отличались по интонации: «первые три он немножечко комиковал», после чего режиссёр попросил его сделать «так, чтобы было страшно», чтобы слова мэра «У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!» прозвучали как приговор. Артист согласился с тем, что «играть всерьёз, не комиковать» – это «правильное решение».
Книгу Максима Маркова «“Левиафан”. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром» выпустит в 2020-м году издательство «Альпина Паблишер».
(Продолжение следует)
«Левиафан». Разбор по косточкам. Первый сезон. Лонгриды