Вы знали, что Анна Уколова специально для роли Анжелы набрала пятнадцать килограммов?!.
Кроме того, в рамках нашего суперпроекта режиссёр Андрей Звягинцев рассказал, как убивали и ухайдохивали квартиру, в которую должны были переселиться главные герои его «Левиафана».
Вторая причёска, которую я обожаю в этом фильме, – вот этот пучок Уколовой.
Кичка, как мы её называли. Её предложила Галя Пономарёва. А эти вот плохо или не до конца прокрашенные волосы – совместная работа Гали и упомянутого уже здесь Тимура Бегичева.
А актёры вообще вольны в этом процессе участвовать? Вы их слушаете?
Актёры могут высказаться, могут что-то предложить для обсуждения, но как правило, они наши идеи принимают.
Уколова сейчас правда разговаривает с кем-то по телефону – или сама по себе играет?
Она блестяще справлялась и без того. Ей мешало бы, если бы на том конце были реплики. «Ну как кого, кого ещё? Нет, ну Паш, ну чё, я тебе просто так, что ли, звоню? Давай быстро подрывайся и вперёд!..» Я видел, как она репетирует, и понимал, что ей удобнее не иметь никакого ответа.
Пашу мы записали потом в студии звукозаписи. Лёша Розин специально пришёл на озвучание этих междометий. Согласитесь, ну вот что здесь можно успеть сказать?.. Я набросал примерный текст – и он его использовал, что-то там говорил в крошечных промежутках. Вибрации, интонации, тональность голоса – слышно, что это он. И этого достаточно.
КАДР №151
КАДР №152
Уколова – потрясающая актриса. А ещё, кстати, можно сказать, она пожертвовала собой: набрала пятнадцать килограммов специально для съёмок у нас.
Актёрский подвиг, который, получается, остался неизвестен людям. Вот когда для «Дневника Бриджит Джонс»актриса пополнела – про это все пишут. А про Уколову я впервые сейчас услышал.
Я говорил об этом в прессе. Актёры наши – люди скромные, не выпячивают свои подвиги напоказ.
КАДР №153
КАДР №154
КАДР №155
КАДР №156
На плите действительно что-то готовилось в этот момент?
Нет. Там просто стояла кастрюля с чем-то. С борщом, может быть, уже приготовленным для другого эпизода. Варка-готовка была прибавлена потом и только в звуке.
КАДР №157
КАДР №158
Тут тоже хочется отметить сценарную удачу: «А если к девятому дому пойдёшь, как в тот раз!..» Одна лишь фраза – но такая за ней предыстория!.. Сразу чувствуешь: эти люди живут по-настоящему. Это один из тех бриллиантиков, которые все вместе придают произведению действительно ощутимый объём!
КАДР №159
В подъезде вы тоже всё это выстраивали?
Да, какое-то барахло вынесли… В этой квартире жил кто-то из группы, но для этой съёмки художник ухайдохал её насмерть. Хотя драная кожа на двери – это уже было.
КАДР №160
Это настоящая квартира, мы взяли её в аренду на три месяца экспедиции. Здесь останавливались те, кто приезжал на какое-то короткое время, по необходимости: то пиротехник, то оружейник, то какой-нибудь актёр-эпизодник – она была своего рода переходящей эстафетной палочкой.
И вот за несколько дней до этой съёмки – дня за три – пришли сюда художники-декораторы и уделали её до неузнаваемости!.. Обои ободрали прямо до исподнего, до цементной стены оштукатуренной, причём где-то куски содраны, где-то нет. Повыбили розетки. Стекло вынули и в некоторых местах разбили, вставили фанеру, а потом выбили в ней кусок, чтобы щель образовалась, дыра... Навалили хламу в комнате, на подоконнике. Короче говоря, убили полквартиры: весь коридор от входной двери и эту вот комнату. Но хозяин, наверняка, даже не узнал, что мы с его жилищем сотворили, потому что, разумеется, после съёмок всё было отремонтировано в лучшем виде.
Кстати, видите крышу дома напротив? Там таких домов немало. Внешнюю отделку стен нещадно сдирает северный ветер, пронизывающий их вьюгой и снегом. Значительные перепады температур, ветер, насыщенный солёной морской влагой, дождь – всё это «выедает» поверхности стен. Это зрелище впечатляет, будто расстрелянный Сталинград!.. Северяне даже научились противостоять этому, они облицовывают подветренные стороны некоторых домов какой-то специальной плиткой, которая противостоит и дождю, и ветру...
Так вот, этот фон свою роль в выборе, конечно, сыграл, он был определяющим. Квартира могла быть абсолютно любой – мы выбрали эту потому, что за её окнами открывался нужный нам вид. И перенесли в эти четыре стены, словно в декорацию, ту разруху, которую можно встретить повсюду.
Страшно даже представить, что там на кухне…
«Пошли, кухню покажу. О, даже батарея есть!.. Лиль, слышь?!..» – это всё на площадке родилось. Этих реплик в сценарии не было.
(Продолжение следует)
Книга Максима Маркова «Левиафан. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром», в основе которой – суперпроект онлайн-журнала «Filmz.ru: Настоящее кино», выйдет в 2020-м году в издательстве «Альпина Паблишер».