Надо честно признать: вряд ли мы, простые зрители, оценим это кино — но поговаривают, что Даррену Аронофски, председателю жюри фестиваля, оно должно очень приглянуться. После пресс-просмотра публика устроила пятиминутную овацию, а на пресс-конференции журналисты едва ли не падали Сокурову в ноги. Маэстро, в свою очередь, назидательно сообщал, как ему хотелось бы, чтобы «кино было гуманитарным и, следуя за литературой, выполняло гуманитарную миссию». Что касается фильма, то Фауст для Сокурова воплощает все, что есть в судьбе других людей, а главный смысл картины прост: «Не стойте в очередь на продажу души, она уже никому не нужна, кроме вас. Души ужасно подешевели и обесценились, да и покупатель уже не тот». Бурные аплодисменты из зала.
Для фильма была проведена тщательная работа по отбору реквизита и натуры. Со всей Германии собирался антиквариат для воссоздания аутентичной атмосферы — и она удалась на сто процентов. Что касается места съемок, изначально хотели снимать в Италии и даже сговорились с Ватиканом, однако бюджет не позволил завершить сделку. К тому же, по словам Сокурова, Италия настолько прекрасная и совершенная страна, что для мрачного мира Гете не подходила. Поэтому остановились на Исландии: «Она произвела необъяснимое впечатление. Там ты чувствуешь конечность всех событий, словно остался один на земле и пытаешься выжить. Финальная сцена ильма снималась на месте того вулкана, парализовавшего в прошлом году всю Европу: его уже больше не существует, так что у нас, в каком-то смысле — исторические кадры».
Не менее тщательно искали и актеров на главные роли. На роль Фауста отсмотрели больше тысячи претендентов со всей Германии, Австрии и Скандинавии, но идеальным Сокурову показался лишь немец Йоханнес Цайлер, а в пару ему поставили петербургского актера Антона Адасинского в роли Мефистофеля. Обо всех артистах Сокуров отзывается с восхищением и мечтает снова поработать с ними. Они, честно говоря, и правда совершили подвиг.
Рассуждая о добре и зле, Сокуров заявил о том, что демоническое начало в «Фаусте» и вообще в подобных историях слишком преувеличено. «Сам Дьявол — падший ангел. И вот он противостоит Богу — это, что, разве серьезно? Как можно считать такую глупую силу серьезным противником? Обратите внимание, в начале романа у Гете Мефистофеля отправляют к Фаусту проверить, что же он такое. Это вовсе не борьба, а игра — проверка людей. Мы ведь до сих пор не знаем, насколько низко может пасть человек, и всегда удивляемся: как, вот этот убил? Вон тот развязал войну? Тот отдал в чужие руки смертельные разработки? Человек может быть все подлее и подлее, и где граница его падения — вот главная проблема фильма. Бесконечная способность человека предать, совершать одни и те же ошибки — самая страшная коллизия. Человек не слаб, он сильный по натуре – но он способен на слабость и на предательство. Моя тетралогия и говорит об этой способности».
Журналисты терзают Сокурова после пресски
Об этих же проблемах снял картину и Уильям Фридкин — в более привлекательной для нас с вами форме черного комедийного триллера. «Киллер Джо*» — история об алчности, похоти и предательстве, рассказанная бодро и с кровищей по стенам. Крис (Эмиль Хирш) — наркодилер, который запутался в жизни и задолжал братве 6 тыс. долларов. Приятель надоумил Криса убить собственную мать и получить ее страховку: 50 тыс. долларов. Мать давно бросила отца Криса и детей, так что вроде как ее и не жалко пустить в расход. Крис советуется с папой (Томас Хэйден Черч), его новой женой Шарла (Джина Гершон — и именно она сверкает передом в начале фильма) и сестрой Дотти (Джуно Темпл). План одобрен на семейном совете, и Крис нанимает Джо — даллаского детектива, подрабатывающего киллером (Мэтью МакКонахи — и это шок и претендент на мужскую роль фестиваля). Джо требует залог, семейство Криса бедно, как мышь, но выход найден: в залог отдают бедняжку Дотти. Далее события разворачиваются стремительно: Джо и Дотти по-настоящему влюбляются друг в друга, со страховкой не все так просто, Дотти не такая уж и бедняжка, а Шарла не так уж и проста, как нам показалось вначале. Звучит кошмарно — но зал рыдал от смеха и аплодировал в финале.
Эмилю Хиршу не повезло с лицом и киллером
«Киллер Джо» изначально является пьесой, которую Трейси Леттс написал в 1993 году, а сейчас переделал в сценарий специально для Фридкина, с которым работает второй раз. «Я вижу мир так же, как и Трейси, — говорит Фидкин на пресс-конференции. — У нас с ним одно и то же мрачное чувство юмора». Трейси кивает и поясняет, что хотел рассказать историю не занудно. «Лично мне нравятся персонажи. Они животные — как и все мы. Плюс, конечно, нам повезло, что мы с актерами видели историю одинаково».
Актерский состав, поясняет Фридкин — его главная удача. В основном речь идет о Макконахи, которого никак не ждешь увидеть в роли психопата-убийцы. «Смотришь на него и думаешь: как, это же парень из «Золото дураков»! — смеется Хирш, а Фридкин поясняет, что именно из-за имиджа Мэтью как хорошего парня он и взял его на роль: нужен был актер, который порвет зрителю шаблон. И Макконахи справляется с задачей блестяще: его Джо безумен в своей правоте. Он ходит в ковбойской шляпе и сапогах-«казаках», лупит людей банкой с консервами, ломает нос Джине Гершон и почти ни разу не улыбается своей фирменной улыбкой: наоборот, у него постоянно сведена челюсть. А уж финальная сцена с курицей (узнаете, о чем я, когда посмотрите) и вовсе отыграна им и Гершон на двести баллов! Надо отметить и Томаса Хэйдена Черча, который блистательно сыграл туповатого папашку. Для Эмиля Хирша эта работа также нечто новое в карьере, именно поэтому он и согласился на роль - и весело провел время, говорит.
Пресс-конференция по фильму была из тех редких событий, когда все ржут и придуриваются — в основном благодаря режиссеру. Фридкин постоянно хохмил, предлагал спеть песню, зачитал пафосный монолог о смысле фильма, подкалывал журналистов и вообще создавал непринужденную атмосферу. «Я, честно говоря, понятия не имею, о чем фильм. Я просто понимаю персонажей, они живые, смешные и представляют человеческую натуру. Для меня это — переменчивая история любви, я бы даже сказал, история современной Золушки. Она, бедняжка, ждет принца, а вместо него получает наемного киллера. И в жизни так всегда: верьте мне, я был женат четыре раза! Нечего смеяться, я горжусь этим! Я сам всегда искал Золушку, а находил наемную убийцу. Правда, не первую жену — это была Жанна Моро, она замечательная женщина».
Уильям Фридкин зачитывает поэму о фильме. Переводите уже сами, я пас...
О своей дальнейшее работе Фридкин говорит просто: «За пять лет я снял всего два фильма — мне присылают много сценариев, но все не нравится. Так что я лучше буду петь в Лас-Вегасе. Или поставлю оперу — обожаю ставить оперы, вот скоро поработаю с известным дирижером Дзубином Метой. Думаю, что вообще начну больше снимать видео». На вопрос о том, какие режиссеры на него повлияли, Фридкин ответил в той же волшебной манере: «Феллини, Антониони, Джемс Форд, Орсон Уэлс — их фильмы смотрю всегда. Если скажу, что Аронофски — великий режиссер, вы ведь решите, что я лижу ему яйца?» Зал уже зарыдал от смеха. Если серьезно — картина однозначно взбодрила журналистов а утреннем просмотре и навела на мысль, что в рейтинге фильмов и актерских работ могут быть серьезные изменения. Пока что лидируют «Резня», «Мартовские иды» и «Стыд» — но «Киллер Джо» отныне составляет им неслабую конкуренцию. Фильм пока что не куплен для российского проката, но мы убедительно просили это сделать всех прокатчиков, которых видели. Так что следим за изменениями в релизах!
Пресса рвет Фридкина и Хирша на части. Эмиль помахал нам ручкой!
// <a href="http://www.filmz.ru/"> Настоящее кино</a> </blockquote>
Два потрясения пережил на днях Венецианский кинофестиваль: «Фауста»Александра Сокурова и «Киллера Джо*»Уильяма Фридкина. Оба фильма практически начинаются кадрами с гениталиями: Сокурова мужскими, у Фридкина — женскими. И оба рассказывают на свой манер историю того, как еще может пасть человек и где эта планка низости и предательства, ниже которой уже опуститься невозможно.
«Фауст» — четвертая часть тетралогии Сокурова о людях и власти, лжи, искушении, жадности и похоти. До этого режиссер снял «Молох», где рассматривал описанные грехи на примере Гитлера, затем был «Телец», рассказывающий о последних днях Ленина, и «Солнце» о японском императоре Хирохито. «Фауст» подводит итог размышлениям Сокурова о человеческой природе — неутешительный, разумеется. Главное, что нужно сразу уяснить: это не экранизация Гете, хотя Сокуров буквально с придыханием отзывается о писателе и считает его «Фауста» фундаментальным произведением для современной литературы. Это, скорее, творческое переосмысление истории Фауста и Мефистофеля, и Сокуров подчеркнул на пресс-конференции, что намеренно снимал не мифологизированных персонажей, а живых людей. Его Фауст копается в кишках и гениталиях, мечется по улицам, пьет в кабаках, завидует богачам и соблазняется невинной Маргаритой. Мефистофель же — не роскошный демон, а уродливый ростовщик без половых принадлежностей, зато с намеком на хвост. С самого начала на нас с экрана вываливаются человеческие внутренности, а затем Сокуров погружает зрителя в мрак и грязь той эпохи — и все на немецком, так как не мыслит «Фауста» на другом языке. В том мире царствуют жадность и похоть, в нем тесно и душно, и суетно — поэтому герои в постоянно тесноте, и вокруг царит хаос. Вообще «Фауст» — ожившая Кунсткамера: в фильме практически все уроды, и венчает эту толпу настоящий гомункул, появляющийся в какой-то момент из пробирки. Фильм снят в формате 4:3 в мрачных зеленоватых тонах с искривлением некоторых кадров. Он, разумеется, не для простого зрителя: это фестивальное кино чистой воды, от построения света до метафор и образов. Удивительно, что оператор фильма при этом — «оскаровский» Бруно Дельбоннель, снявший «Амели» и «Гарри Поттера и Принца-полукровку». Работа с Сокуровым — самое экстремальное, что могло быть в его творчестве, хотя дальше Бруно ждут бертоновские «Мрачные тени».
Фауст и Маргарита на лесной прогулке
Надо честно признать: вряд ли мы, простые зрители, оценим это кино — но поговаривают, что Даррену Аронофски, председателю жюри фестиваля, оно должно очень приглянуться. После пресс-просмотра публика устроила пятиминутную овацию, а на пресс-конференции журналисты едва ли не падали Сокурову в ноги. Маэстро, в свою очередь, назидательно сообщал, как ему хотелось бы, чтобы «кино было гуманитарным и, следуя за литературой, выполняло гуманитарную миссию». Что касается фильма, то Фауст для Сокурова воплощает все, что есть в судьбе других людей, а главный смысл картины прост: «Не стойте в очередь на продажу души, она уже никому не нужна, кроме вас. Души ужасно подешевели и обесценились, да и покупатель уже не тот». Бурные аплодисменты из зала.
Для фильма была проведена тщательная работа по отбору реквизита и натуры. Со всей Германии собирался антиквариат для воссоздания аутентичной атмосферы — и она удалась на сто процентов. Что касается места съемок, изначально хотели снимать в Италии и даже сговорились с Ватиканом, однако бюджет не позволил завершить сделку. К тому же, по словам Сокурова, Италия настолько прекрасная и совершенная страна, что для мрачного мира Гете не подходила. Поэтому остановились на Исландии: «Она произвела необъяснимое впечатление. Там ты чувствуешь конечность всех событий, словно остался один на земле и пытаешься выжить. Финальная сцена ильма снималась на месте того вулкана, парализовавшего в прошлом году всю Европу: его уже больше не существует, так что у нас, в каком-то смысле — исторические кадры».
Не менее тщательно искали и актеров на главные роли. На роль Фауста отсмотрели больше тысячи претендентов со всей Германии, Австрии и Скандинавии, но идеальным Сокурову показался лишь немец Йоханнес Цайлер, а в пару ему поставили петербургского актера Антона Адасинского в роли Мефистофеля. Обо всех артистах Сокуров отзывается с восхищением и мечтает снова поработать с ними. Они, честно говоря, и правда совершили подвиг.
Рассуждая о добре и зле, Сокуров заявил о том, что демоническое начало в «Фаусте» и вообще в подобных историях слишком преувеличено. «Сам Дьявол — падший ангел. И вот он противостоит Богу — это, что, разве серьезно? Как можно считать такую глупую силу серьезным противником? Обратите внимание, в начале романа у Гете Мефистофеля отправляют к Фаусту проверить, что же он такое. Это вовсе не борьба, а игра — проверка людей. Мы ведь до сих пор не знаем, насколько низко может пасть человек, и всегда удивляемся: как, вот этот убил? Вон тот развязал войну? Тот отдал в чужие руки смертельные разработки? Человек может быть все подлее и подлее, и где граница его падения — вот главная проблема фильма. Бесконечная способность человека предать, совершать одни и те же ошибки — самая страшная коллизия. Человек не слаб, он сильный по натуре – но он способен на слабость и на предательство. Моя тетралогия и говорит об этой способности».
Журналисты терзают Сокурова после пресски
Об этих же проблемах снял картину и Уильям Фридкин — в более привлекательной для нас с вами форме черного комедийного триллера. «Киллер Джо*» — история об алчности, похоти и предательстве, рассказанная бодро и с кровищей по стенам. Крис (Эмиль Хирш) — наркодилер, который запутался в жизни и задолжал братве 6 тыс. долларов. Приятель надоумил Криса убить собственную мать и получить ее страховку: 50 тыс. долларов. Мать давно бросила отца Криса и детей, так что вроде как ее и не жалко пустить в расход. Крис советуется с папой (Томас Хэйден Черч), его новой женой Шарла (Джина Гершон — и именно она сверкает передом в начале фильма) и сестрой Дотти (Джуно Темпл). План одобрен на семейном совете, и Крис нанимает Джо — даллаского детектива, подрабатывающего киллером (Мэтью МакКонахи — и это шок и претендент на мужскую роль фестиваля). Джо требует залог, семейство Криса бедно, как мышь, но выход найден: в залог отдают бедняжку Дотти. Далее события разворачиваются стремительно: Джо и Дотти по-настоящему влюбляются друг в друга, со страховкой не все так просто, Дотти не такая уж и бедняжка, а Шарла не так уж и проста, как нам показалось вначале. Звучит кошмарно — но зал рыдал от смеха и аплодировал в финале.
Эмилю Хиршу не повезло с лицом и киллером
«Киллер Джо» изначально является пьесой, которую Трейси Леттс написал в 1993 году, а сейчас переделал в сценарий специально для Фридкина, с которым работает второй раз. «Я вижу мир так же, как и Трейси, — говорит Фидкин на пресс-конференции. — У нас с ним одно и то же мрачное чувство юмора». Трейси кивает и поясняет, что хотел рассказать историю не занудно. «Лично мне нравятся персонажи. Они животные — как и все мы. Плюс, конечно, нам повезло, что мы с актерами видели историю одинаково».
Актерский состав, поясняет Фридкин — его главная удача. В основном речь идет о Макконахи, которого никак не ждешь увидеть в роли психопата-убийцы. «Смотришь на него и думаешь: как, это же парень из «Золото дураков»! — смеется Хирш, а Фридкин поясняет, что именно из-за имиджа Мэтью как хорошего парня он и взял его на роль: нужен был актер, который порвет зрителю шаблон. И Макконахи справляется с задачей блестяще: его Джо безумен в своей правоте. Он ходит в ковбойской шляпе и сапогах-«казаках», лупит людей банкой с консервами, ломает нос Джине Гершон и почти ни разу не улыбается своей фирменной улыбкой: наоборот, у него постоянно сведена челюсть. А уж финальная сцена с курицей (узнаете, о чем я, когда посмотрите) и вовсе отыграна им и Гершон на двести баллов! Надо отметить и Томаса Хэйдена Черча, который блистательно сыграл туповатого папашку. Для Эмиля Хирша эта работа также нечто новое в карьере, именно поэтому он и согласился на роль - и весело провел время, говорит.
Пресс-конференция по фильму была из тех редких событий, когда все ржут и придуриваются — в основном благодаря режиссеру. Фридкин постоянно хохмил, предлагал спеть песню, зачитал пафосный монолог о смысле фильма, подкалывал журналистов и вообще создавал непринужденную атмосферу. «Я, честно говоря, понятия не имею, о чем фильм. Я просто понимаю персонажей, они живые, смешные и представляют человеческую натуру. Для меня это — переменчивая история любви, я бы даже сказал, история современной Золушки. Она, бедняжка, ждет принца, а вместо него получает наемного киллера. И в жизни так всегда: верьте мне, я был женат четыре раза! Нечего смеяться, я горжусь этим! Я сам всегда искал Золушку, а находил наемную убийцу. Правда, не первую жену — это была Жанна Моро, она замечательная женщина».
Уильям Фридкин зачитывает поэму о фильме. Переводите уже сами, я пас...
О своей дальнейшее работе Фридкин говорит просто: «За пять лет я снял всего два фильма — мне присылают много сценариев, но все не нравится. Так что я лучше буду петь в Лас-Вегасе. Или поставлю оперу — обожаю ставить оперы, вот скоро поработаю с известным дирижером Дзубином Метой. Думаю, что вообще начну больше снимать видео». На вопрос о том, какие режиссеры на него повлияли, Фридкин ответил в той же волшебной манере: «Феллини, Антониони, Джемс Форд, Орсон Уэлс — их фильмы смотрю всегда. Если скажу, что Аронофски — великий режиссер, вы ведь решите, что я лижу ему яйца?» Зал уже зарыдал от смеха. Если серьезно — картина однозначно взбодрила журналистов а утреннем просмотре и навела на мысль, что в рейтинге фильмов и актерских работ могут быть серьезные изменения. Пока что лидируют «Резня», «Мартовские иды» и «Стыд» — но «Киллер Джо» отныне составляет им неслабую конкуренцию. Фильм пока что не куплен для российского проката, но мы убедительно просили это сделать всех прокатчиков, которых видели. Так что следим за изменениями в релизах!
Пресса рвет Фридкина и Хирша на части. Эмиль помахал нам ручкой!