На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Темные воды: История создания «Пятницы 13-ое» фильм Пятница, 13-ое Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Пятница, 13-ое
Темные воды: История создания «Пятницы 13-ое»

Темные воды: История создания «Пятницы 13-ое»

автор Денис Данилов | источник Видеозал: Кино 80-х | 13.02.2009

Длинные руки ремейкизаторов дотянулись до главного наследия фильмов ужасов 80-х — Джейсона Вурхиса и бесконечной истории его кинопохождений. Но не все знают, что на свет легендарный голкипер появился благодаря случайной придумке, а заканчиваться первая «Пятница, 13-ое» должна была совсем иначе.

Убей его стильно

Истоки появления на свет слэшеров — фильмов о серийных убийцах — уходят корнями почти на сорок лет назад, в дебри итальянского кинематографа. Именно там, на невозделанных нивах мейнстрима, появлялись на свет картины, что вдохновляли начинающих американских режиссеров на создание жанровых шедевров, давших путевку в жизнь сотням и сотням постановок.

Воспитанные на лучших образчиках голливудской продукции, итальянские мастера много лет пытались нащупать формулу успеха мрачных триллеров Альфреда Хичкока, постепенно возводя насилие в высшую степень. Фильмы, снимавшиеся ими, — неизменно пропитанные атмосферой тайны и страха, с загадочным незнакомцем, прячущимся в темноте, — стали именоваться словом джалло. В дословном переводе оно означает желтый и отсылает к дешевому бульварному чтиву, но, кроме того, это и обиходный синоним детектива.

В процессе развития жанра начала вырисовываться концепция будущего слэшера: количество экранных смертей росло, а сцены убийства обставлялись с все большей фантазией. Пожалуй, среди череды фильмов можно выделить две ранние картины Дарио Ардженто — «Птица с хрустальным оперением» и «Кошка о девяти хвостах» — как почти вышедшие за границы джалло. И вот здесь самое время пересечь океан и посмотреть, как выкристаллизовывался слэшер в Голливуде.

Несмотря на то, что пик популярности этого направления фильмов ужасов пришелся на 80-е, фактически предтечей поджанра была лента все того же Хичкока «Психо». Косвенно основанная на чудовищных злодеяниях маньяка из Висконсина по имени Эд Гейн, она достаточно успешно использовала приемы слэшера. Вероятно, именно поэтому четырнадцать лет спустя в основу «первого официального» слэшера лягут не только наработки итальянских коллег по цеху, но и кровавая история Гейна (подробнее вы можете узнать о ней из статьи «Бифштекс с кровью по-техасски»).

Полулюбительская постановка Тоба Хупера «Техасская резня бензопилой» вмиг обрела культовый в молодежной среде статус, собрав около 30 миллионов долларов в прокате и получив запрет на показ в Австралии и Великобритании. Рецепт успеха картины был достаточно прост, но в то же время набор этих нехитрых правил стал каноном жанра. Главные герои фильма — самые обычные подростки (зрителю той же возрастной категории было очень легко ассоциировать себя с ними), уровень насилия зашкаливал и — самое важное! — центральный злодей обладал весьма колоритной внешностью (маской) и уникальным орудием убийства.

Целых пять лет никому не удавалось повторить успех Хупера, пока Джон Карпентер не взялся за проект «Убийства приходящих нянь», впоследствии переименованный в «Хэллоуин». Бессмысленная резня здесь становилась стержнем, на который нанизывались персонажи и события вокруг них, а в жанре утверждалась новая аксиома — подростки должны быть максимально изолированы от помощи взрослых. Карпентер достигал этого путем разворачивания действия в хэллоуинскую ночь — единственную в году, когда леденящие душу вопли и фрики всех мастей, заполняющие улицы, воспринимаются само собой разумеющимися.

Отличные кассовые сборы ленты доказали право слэшера на место под солнцем, а изначально низкая себестоимость подобных постановок (принципиальное отсутствие звезд создавало непредсказуемость очередности смертей) подействовала на продюсеров как сладкое на ребенка — каждому захотелось отхватить как можно больший кусок пирога.

Один в темноте

Не захотел стоять в стороне и Шон Каннингем — заштатный продюсер и режиссер нескольких проходных комедий, самой большой удачей которого была дружба с Уэсом Крэйвеном. Знакомство с будущим мэтром ужасов состоялось на съемочной площадке драмы «Вместе» («Чувственный рай»), для которой Каннингем написал сценарий. Совместная режиссура и продюсерство позволили отношениям двух коллег перерасти в приятельские, и впоследствии Каннингем не только продюсировал скандальный триллер Крэйвена «Последний дом слева», но и помогал тому в работе над «Кошмаром на улице Вязов».

Впечатленный успехом Карпентера, Шон Каннингем решил создать собственный слэшер, для которого выбрал сценарий Виктора Миллера «Долгая ночь в кровавом лагере». Миллер начал писать его еще до премьеры «Хэллоуина», но именно перипетии ленты подсказали ему несколько грамотных ходов.

«Идея поместить события в еще не открытый летний лагерь, — вспоминает Миллер, — пришла мне в голову из-за того, что для сюжета было необходимо место, в котором подростки оказались бы предоставленными сами себе. На это меня натолкнул фильм Карпентера, в котором слезы и крики детей о помощи воспринимались взрослыми лишь как элемент праздника. Своей задачей я видел изоляцию героев. И как только я придумал летний лагерь, история очень быстро начала обрастать «мясом».

«Мяса» действительно получалось много. Согласно сценарию, молодой предприниматель вкладывал деньги в новый летний лагерь, открывающийся на месте давно заброшенного. Когда-то здесь произошла серия жестоких убийств, и местечко моментально обросло мрачными легендами. Но яппи на то и яппи, чтобы притворно изумляться рассказам старожилов, но поступать по-своему, — и вот возрожденный лагерь на Хрустальном озере готов распахнуть свои двери перед ребятней. Кемпинг уже обживают вожатые, бизнесмен начинает подсчитывать будущую прибыль, когда в течение одной ночи от руки неизвестного погибают все.

Каннингем разослал по кастинговым агентствам приглашения на пробы, особо подчеркнув в анкете, что внешность актеров должна строго соответствовать образам преуспевающих юношей и девушек, появляющихся в рекламе Pepsi. Бюджет постановки был невелик, но даже вопреки заповедям слэшера режиссеру очень хотелось заполучить в ленту звезду. Главную героиню фильма он видел в исполнении Салли Филд, подружки очень популярного в те годы Берта Рейнольдса, прославившуюся в комедийном боевике «Смоки и Бандит». Филд проявила сдержанную заинтересованность в проекте, но гонорар, предложенный Каннингемом, сильно расходился с амбициями актрисы.

Потерпев фиаско, продюсеры обратили взор на звезд старшего поколения, что могли бы сыграть еще одну ключевую героиню повествования — Памелу Вурхиз, мать знаменитого Джейсона. Роль была предложена Эстель Парсонс, лауреатке «Оскара» за роль второго плана в «Бонни и Клайде». Не стоит забывать, что фильмы ужасов и по сей день считаются низким жанром, так что отказ Парсонс никого не удивил.

Удивительно было другое: несмотря на растущие перспективы жанра, начинающие актеры воротили нос от проекта. Даже найденная через знакомых Эдриан Кинг, пришедшая на смену Салли Филд, поначалу не хотела сниматься, считая сценарий слишком кровавым. Подумав, что людей сбивает с толку название фильма, продюсеры переименовали его в «Пятницу, 13-е», сделав ставку на популярное суеверие о несчастливом дне. Но даже такая «военная хитрость» не сильно исправила положение: подавляющее большинство задействованных в фильме актеров оказались лицедеями-однодневками, бесславно исчезнувшими после премьеры где-то вне шоу-бизнеса.

страницы 1 2 3 4
теги: хоррор, 80-е, История кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Пятница, 13-ое

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.