На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Темные воды: История создания «Пятницы 13-ое» фильм Пятница, 13-ое Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Пятница, 13-ое

Темные воды: История создания «Пятницы 13-ое»

автор Денис Данилов | источник Видеозал: Кино 80-х | 13.02.2009

Длинные руки ремейкизаторов дотянулись до главного наследия фильмов ужасов 80-х — Джейсона Вурхиса и бесконечной истории его кинопохождений. Но не все знают, что на свет легендарный голкипер появился благодаря случайной придумке, а заканчиваться первая «Пятница, 13-ое» должна была совсем иначе.

Озеро страха

Съемки фильма начались летом 1979 года и больше походили на дуракаваляние, чем на серьезное кинопроизводство: никто, кроме, пожалуй, самого Каннингема, не верил в картину, актерский состав еще не был укомплектован полностью (исполнительницу роли Памелы Вурхиз до сих пор не нашли), а часть технического персонала даже играла проходных персонажей.

Работать над многочисленными умерщвлениями Каннингем пригласил Тома Савини, легендарного гримера, тогда еще только начинавшего работать в кино, но уже громко заявившего о себе созданием зомби для «Рассвета мертвецов» Джорджа Ромеро. Как и полагается любой малобюджетной постановке, для спецэффектов в ход пускалось все — начиная от недюжинного воображения Савини и заканчивая подручными средствами. Более того, Савини со своим ассистентом даже пришлось выступить в качестве каскадеров, «собственнотельно» проламывая окна и размахивая мачете.

Среди поклонников картины популярна легенда о том, что если поставить на паузу сцену, в которой Бренду, одну из героинь, убийца выбрасывает через окно, то можно заметить, что вместо игравшей ее Лори Бэртрам в кадре находится сам Савини, переодетый в женское платье. То же самое касается и финала картины, когда одному из персонажей отрубают голову, — муляж головы, сделанный из латексной пены, крепился на спине Тасо Ставракиса, ассистента маэстро, и ее по-настоящему срубали.

Порой эмоциональный накал того или иного эпизода достигался совсем уж случайно. Сцену смерти Билла, того самого предпринимателя, что пренебрег предостережениями местных жителей, Савини разрабатывал особенно долго. Согласно сценарию, одна из девушек обнаруживала работодателя рапятым на двери одного из корпусов. Его тело было пронзено несколькими стрелами, одна из которых торчала из глаза. Савини создал U-образную накладку на голову, закрывавшую глаз и заканчивающуюся на затылке актера Гарри Кросби. Но что-то не было учтено, и оказалось, что муляж очень сильно раздражает слизистую, вызывая ощущение жжения. Будучи актером, Кросби терпел боль, но не мог сдержать гримасу, обезображивая труп своего персонажа еще сильнее. Эдриан Кинг, которой полагалось обнаружить тело, Каннингем запретил присутствовать при гримировании, и ее крик в кадре оказался самым неподдельным — она не была готова к открывшемуся зрелищу.

Кинг пришлось пострадать (но уже физически) и при съемках финала. Роль Памелы Вурхиз, до тех пор вакантная, после отказа Эстель Парсонс была предложена Бетси Палмер — актрисе старой закалки, начинавшей кинотеатральную карьеру в далеких 50-х. Она успела побывать партнершей множества звезд — от Джоан Кроуфорд и Джека Леммона до Генри Фонды и Энтони Перкинса, — Каннингем не оставлял надежды заполучить в свою ленту хоть какое-то громкое имя.

В тот момент Палмер играла на Бродвее, и ей ежедневно приходилось проделывать большой путь от дома и обратно на своем стареньком «Мерседесе». Однажды после спектакля машина сломалась на пустынном участке дороги, и актриса попала домой лишь к утру. Изрядно этим раздосадованная, она, не долго думая, отправилась на поиски нового автомобиля, но оказалось, что приглянувшаяся ей модель стоит немалых денег — около 10 тысяч долларов. Размышления о том, где достать такую сумму, прервал звонок ее агента, сообщивший, что для нее есть роль. И хотя Палмер не играла в кино с 60-х, она с радостью согласилась, тем более что ее присутствие на площадке требовалось в течение всего десяти дней, за каждый из которых она получала по тысяче долларов.

Правда, ее энтузиазм заметно поутих, когда агент добавил, что речь идет о фильме ужасов. Палмер, в начале карьеры активно снимавшаяся на телевидении, последние десять лет жизни посвятила доказыванию всему миру, что является серьезной драматической актрисой, а не очередной мордашкой из дневного мыла, — так что участие в хорроре фактически сводило на нет ее усилия. Она попросила копию сценария и, ознакомившись с ней, решила, что угрозы для карьеры нет:

«Рукопись показалась мне ужасным барахлом. Честно говоря, я вообще не думала, что кому-нибудь захочется смотреть этот фильм».

В фильме ей предстояло драться с героиней Эдриан Кинг. Поскольку схватка длилась на экране несколько минут, она предложила партнерше отрепетировать сцену. К изумлению Кинг, вместо того чтобы наносить воображаемые удары, Палмер била ее по-настоящему: она действительно искренне считала, что все побои в кино «живые». С огромным трудом Каннингему удалось успокоить разревевшуюся Эдриан и объяснить Палмер, что бить никого не надо: удара в кадре видно не будет, а звуки пощечин будут наложены на стадии озвучивания.

Джейсон жив

По большому счету, сложно однозначно ответить, кто именно ответственен за успех ленты. Как правило, лавровым венком украшают голову режиссера, но центральное место в «Пятнице, 13-е» занимает кровавая вакханалия, а это уже дело рук Тома Савини. В конечном итоге именно его шутка оказалась тем решающим фактором, что позволила малобюджетному слэшеру превратиться в один из самых успешных и долгоиграющих хоррор-сериалов.

Обучавшаяся игре по системе Станиславского Бетси Палмер никогда не приступала к роли, не разработав для своей героини «закадровую» жизнь. Так было и на этот раз. Для Памелы Вурхиз она придумала, что еще в школе та повстречала понравившегося ей парня и однажды переспала с ним. Это было время, когда подобные поступки осуждались обществом, и забеременевшую дочь отец выгнал из дома. В свое время Палмер тесно сотрудничала с Армией Спасения, поэтому она поняла, что рожать Памела отправилась именно туда. Конечно, у нее не было образования, и она понятия не имела, как заработать на пропитание. Кто-то посоветовал ей устроиться поваром в детский лагерь, как она и поступила — теперь ее ребенок всегда был в окружении сверстников.

Трагическая история Джейсона, сына Памелы, утонувшего по недосмотру вожатых, была прописана в сценарии без излишних подробностей. Поэтому когда Том Савини показал приехавшей на съемки Бетси Палмер фотографии какого-то уродца, она не сразу поняла, о ком идет речь.

«Том разложил передо мной полароидные снимки и сказал, что на них мой сын, — вспоминает Палмер. — Но изображенный на фото уродец мало походил на нормального человека. Том объяснил, что Джейсон был рожден с дефектами внешности. Именно поэтому его никто не любил и вожатые не следили за ним, когда он купался».

Согласно сценарию, действие картины заканчивалось на ночном пляже, где разворачивалась кровавая драма между Элис и Памелой. Но Том Савини так вошел во вкус, что предложил Шону Каннингему вставить в картину еще один трюк, происходящий во сне Элис. По задумке гримера, перед финальными титрами на героиню нападал… сам Джейсон, покоившийся на дне озера. Виктор Миллер, автор оригинального сценария, пытался возражать, утверждая, что это разрушает его концепцию, но Савини успел заразить энтузиазмом Каннингема, и сцена была принята.

На роль Джейсона режиссер пригласил четырнадцатилетнего Ари Лемана, снимавшегося у него в комедии «Сироты Мэнни». Родители Ари были неплохо знакомы с Каннингемом, поэтому дали согласие на участие своего чада, даже не читая сценарий.


Стив Майнер, Ари Леман и Шон Каннингем

«Когда я приехал к нему в офис, — вспоминает Леман, — он убегал на какую-то встречу. На ходу он сунул мне в руки сценарий и сказал: «Читай. Это — твоя роль». Стоит сделать небольшое отступление и рассказать, чем я занимался в «Сиротах». Там мне достался образ невероятно озабоченного парня, постоянно появлявшегося в кадре с Playboy подмышкой. И вот я начинаю читать сценарий «Пятницы». Дойдя до места, в котором мой герой уединяется с девушкой в лесу, я уже не мог скрыть своего волнения — представьте, мне только четырнадцать, а я уже буду валять дурака с девчонками! Наверное, что-то подобное было нарисовано у меня на лице, потому что вернувшийся Шон отобрал у меня бумаги, пробежал их глазами и засмеялся: «Извини парень, это роль Кевина (Бэйкона). Ты будешь играть монстра! Кстати, ты умеешь плавать?»

Как впоследствии вспоминал Каннингем, Леман был приглашен на роль потому, что тот отлично знал всю съемочную команду и был подходящей комплекции. Каждое утро будущего Джейсона начиналось с кресла гримера. Съемочная команда приходила на площадку к семи утра, чтобы настроить оборудование, а актеры выходили к восьми, поэтому, чтобы Леману к этому времени быть при полном параде, гримирование начиналось в четыре утра. Впрочем, съемки эпизода заняли четыре дня, так что это не было большой проблемой.

«Если вы думаете, что мы все делали по науке, то вы глубоко заблуждаетесь, — хихикает Леман. — Том просто оклеивал пластырем мою голову — и вуаля, получите вашего монстра».

Поскольку равняться в изображении Джейсона Леману было не на кого, он сам придумывал характер персонажа, наделяя его пугающими и симпатичными чертами. Своими выкладками он делился с Каннингемом:

«Мне казалось, что я должен был сам немножко сойти с ума, чтобы влезть в его шкуру. Я отнесся к своей роли чрезвычайно серьезно. Каннингем просто обрисовал мне, чего именно он хочет, но я постоянно приставал к нему с расспросами, как именно мне играть Джейсона. Все посмеивались надо мной, но я отнесся к роли гораздо серьезнее, чем кто-либо на том фильме».

По роли Леману предстояло быстренько утонуть в водах Хрустального озера во флэшбеке и в финале картины напасть на единственную уцелевшую девушку. Съемки затянулись, и когда пришла очередь сцены нападения, на дворе уже стоял ноябрь и температура на дворе равнялась -2 °C. Временами даже начинал сыпать снег.

«Было невероятно холодно, а все, что на мне надето, — это дурацкая маска. Каждый дубль мне приходилось нырять на дно и обмазываться глиной и илом. Это продолжалось бесконечно. В какой-то момент я сделал что-то, что особенно понравилось Шону, и он попросил меня повторить это, только немного медленнее. Только он не сказал мне о том, что камеры все еще работают. И то, что я считал репетицией, в итоге и вошло в фильм».

страницы 1 2 3 4
теги: хоррор, 80-е, История кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Пятница, 13-ое

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.