![]() |
|
|
![]() |
![]() 55 лет без Джеймса Динаавтор Максим Марков | 11.10.201030 сентября 1955 года погиб Джеймс Дин. Прошло 55 лет, а мир до сих пор помнит молодого актера, успевшего сыграть всего-навсего три крупные роли. Восьмого февраля следующего года имя Джеймса снова окажется в новостях: этот день мог бы стать днем его 80-летия. Биографами подсчитано, что тем Джеймсом Дином, которого мы все знаем и любим, он пробыл всего-навсего последние тридцать месяцев своей жизни. И конечно, совершенно по-особому в этой связи воспринимаются его знаменитые слова «Мечтай так, будто будешь жить вечно. Живи так, будто умрешь завтра», в полной мере соответствующие как амбициям молодого актера, так и той насыщенности, с которой тот проводил каждый свой день. Разумеется, он не собирался умирать. Помимо грандиозных планов, связанных с кино, он учил итальянский, увлеченно фотографировал и рисовал, с удовольствием музицировал, занимался танцами, сочинял стихи и всерьез задумывался о большой прозе. «Актер должен знать все обо всем», — это было его принципом. Несмотря на то, что Дин только-только познал свой первый серьезный успех, он уже хотел иметь свою собственную компанию — с большим кабинетом и полной независимостью. Он обожал корриду, и сам словно подражал по жизни тореадору: обожал риск, бежал по грани, все время куда-то спешил, но был не только стремительным, но и, по собственным уверениям, всегда предельно осторожным. До последнего момента, во всяком случае. ![]() С Натали Вуд в «Бунтаре без причины» Все сходятся во мнении, что ключевым событием в биографии Джеймса Дина стала смерть матери. Девятилетний мальчик решил, что та умерла ему в наказание, потому что он «плохой», и это ощущение преследовало с тех пор его все время. Психологическая травма была настолько сильна, что даже спустя годы он начинал свои письма домой со слов «Дорогая мама...». Потеряв жену, отец не возжелал нянчиться с сыном и отправил его на воспитание к родственникам. Джеймс вырос в небольшом фермерском городке в штате Индиана. Непохожий на своих ровесников, он любил животных — за то, что только они принимали его таким, каким он был. И даже позже, уже заведя множество знакомств и приятелей, лучшим другом он считал одного знакомого лабрадора. Преодолевать застенчивость, нелюдимость и одиночество ему помогали уроки рисования, на которых он получал свои лучшие оценки, и занятия в театральном кружке. Только на сцене он мог безбоязненно «быть другим» и потому вкладывал в игру все сердце, всю душу. Его главным плюсом были выразительные глаза, неизменно производившие на учителей неизгладимое впечатление. Сейчас это кажется невероятным, но вообще-то (по крайней мере, в школьную пору) Джеймс носил очки и даже сломал 15 пар, занимаясь в баскетбольной команде. Как и положено, он был спортивным пареньком: как-то раз победил в прыжках с шестом на городских соревнованиях. Но больше всего его привлекал особый вид спорта — мото- и автогонки. Он отлично разбирался в механике машин, а свой первый мотоцикл купил в 15 лет. Джеймс любил погонять и никогда не упускал шанса лишний разок нажать на педаль газа. Экстремальная скорость была для юноши больше, чем хобби — это была отдушина. Он и будучи уже известным актером продолжал участвовать в гонках и даже занимал призовые места, один раз — первое, в другой — второе. Собственно говоря, и в свой последний день он отправлялся на очередные соревнования. И разогнался, желая по-настоящему опробовать недавно приобретенный Porsche. ![]() Тот самый Porsche Spyder, прозванный Дином «Маленьким ублюдком» А ведь он даже купил себе лошадь, вроде бы то же самое, но не так опасно, но нет — машины оставались второй его главной страстью. Первой была, разумеется, игра. Он, кстати, порою их объединял: еще в родном городишке брался публично комментировать гонки, подключив микрофон к висевшему на столбе громкоговорителю. Родные вспоминали, что это было у него еще от прадеда, тот страсть как любил рассказывать истории, наследственный талант, короче говоря. Да и чувства юмора Джеймсу было не занимать: любой разговор он предпочитал начинать со смеха — чтоб и себя растормошить, и собеседника. Впоследствии говорили, что он занимал людей в ресторане настолько, что вскоре возникал вопрос: а остался ли кто-нибудь на кухне? Но и сам он запросто мог увлечься каким-нибудь заинтересовавшим его человеческим типом, ради того, чтобы подхватить жест или особенность говора, забывал о том, что за столиком его вот уже полчаса ждет пришедшая вместе с ним девушка. Так что легко понять, почему юный Джеймс чувствовал себя неуютно в провинции — от жизни ему хотелось большего. Но и в Лос-Анджелесе, где он какое-то время проучился в университете, Дин сперва не нашел того, к чему стремился. Обретать самого себя он начал, пожалуй, только в Нью-Йорке, куда переехал в двадцатилетнем возрасте. Его манил Бродвей, ведь именно там блистали все его кумиры. И, в первую очередь, прогремевший в ту пору Марлон Брандо, законодатель моды, на которого наш герой старался походить решительно во всем: от одежды до походки (за что впоследствии получил от уже состоявшейся звезды «дружеский» совет посетить психиатра). Но для начала предстояло поступить в знаменитую актерскую студию Ли Страсберга, в которой Дин стал самым молодым учеником на курсе. Большие роли пока только ждали его, но маленькие (чаще крохотные) уже удавались. Началось все с рекламного ролика «Пепси-колы». Беззаботная непосредственность, с которой юноша появился в кадре, не осталась незамеченной, и потихоньку его стали приглашать в популярные сериалы и шоу. Свою первую телероль со словами Дин сыграл в религиозной постановке к Пасхе: ему достался, ни много ни мало, апостол Иоанн. В другой постановке он, заснувший на посту солдат, общался в кадре с самим «президентом Линкольном». Чуть позже ему посчастливилось стать партнером настоящего президента, правда, пока только будущего: Рональда Рейгана. А в следующий раз вместе с Родом Стайгером он упорно искал сыворотку правды. Но не всегда его персонажи были столь же значительными, хотя всякий раз актер старался выжать максимум из отведенного ему минимума. Увы, многие телеспектакли с участием Джеймса Дина не сохранились, телевизионщики успели размагнитить пленки до того, как он стал по-настоящему знаменитым. Однако поклонники актера легко найдут документальные ленты, в которых данный период его творчества освещен достаточно подробно — ныне заархивирована любая тень, сохранившаяся от него на пленке. Между тем к молодому актеру пришла столь ожидаемая им сценическая слава, правда, совсем ненадолго. Первый спектакль с его участием продержался всего пять вечеров. Несмотря на коммерческий провал, последовали блестящие рецензии, в том числе и на игру Джеймса Дина. Как результат, появились новые, более крупные и разноплановые роли на телевидении, а затем подоспела и вторая премьера — аккурат 8 февраля, в его 23-й день рождения. Это была инсценировка повести «Имморалист» нобелевского лауреата Андре Жида, в которой Дин сыграл с Джеральдин Пейдж (в будущем признанной одной из величайших актрис Америки). Газетчики вновь не преминули откликнуться лестными похвалами в его адрес, но спустя две недели Джеймс насмерть рассорился с продюсером постановки и покинул сцену, как оказалось, уже навеки. Вместе с одним из своих педагогов по актерской студии он отправился обратно в Лос-Анджелес: режиссер Элиа Казан, посмотрев «Имморалиста», убедился, что Дин как никто другой подходит на роль Кэла Траска в экранизации недавно вышедшего романа Джона Стейнбека «К востоку от рая». ![]() Промо-слайд к фильму «К востоку от рая» Один из самых первых телеперсонажей Дина говорил со вздохом: «Вот бы кто-нибудь меня любил». Ровно о том же его новая роль, которая станет для актера подлинным прорывом к звездам. Ни о чем так не мечтает Кэл, как о любви: любви отца, предпочитающего другого сына, и любви некогда сбежавшей из семьи, но найденной им матери. О любви мечтал и сам Джеймс (сильным потрясением для него стала свадьба любимой девушки с другим мужчиной), и уже на съемках фильма кинобоссам стало очевидно, что большая зрительская любовь к этому юноше не заставит себя долго ждать. И если в Нью-Йорке Дина преследовала репутация самого проблемного актера в городе, то Голливуд был впечатлен его исполнением настолько, что еще до премьеры картины за Джеймсом закрепилась слава «самой важной молодой звезды года». И она, эта слава, оправдалась. Лента вышла на американские экраны в апреле 1955 года, а уже в сентябре Джеймс Дин подписал первый в истории Голливуда миллионный контракт. Студия Warner Bros. предложила ему в ближайшие годы сняться в десяти картинах с гонораром по сто тысяч за каждую — недурной скачок, учитывая, что на фильме Казана Дин получал всего тысячу долларов в неделю! К слову сказать, некоторые роли, А ведь к моменту подписания контракта вторая большая работа Дина пока даже не дошла до кинотеатров. Впрочем, продюсеры были уверены в успехе настолько, что еще весной приостановили начавшиеся съемки черно-белого фильма и дали «добро» на цветную пленку. Таким образом «Бунтарь без причины» из запланированного разряда артхауса был загодя переведен в класс мейнстрима — и все из-за обрушившейся на Джеймса популярности, сулившей студии невиданные доселе доходы. В этой картине Дин играет юношу, вновь не находящего понимания у своих родителей. Впрочем, старшие обделили своим вниманием всех юных героев этого фильма: понравившаяся Джиму Старку девушка (Натали Вуд) страдает из-за холодности отца, мать другого юноши вовсе оставила его под присмотром няньки. Как жить, что делать? — вот главные вопросы, которые их волнуют, но которые они еще не умеют правильно высказать. Поэтому и остается, что притираться друг к другу, вместе не так страшно. Лента появилась в прокате уже после гибели актера, что, по понятным причинам, в сотни раз подогрело зрительский ажиотаж и обрекло ее на культовый статус. Хотя очевидно, что она пользовалась бы популярностью в любом случае: уж больно животрепещущая поднята в ней. Этого, однако, никак нельзя сказать про другой, последний фильм с участием Джеймса Дина. «Гигант» Джорджа Стивенса увидел свет через год после трагедии, и стал крупнейшим по тем временам хитом для «Уорнеров». Но сейчас кажется, что своим поразительным успехом (сборы оставались непревзойденными свыше двух десятилетий, до появления «Супермена») релиз обязан исключительно присутствию в нем погибшей звезды. Очевидцы рассказывали, что зрители в зале устраивали овации при каждом появлении Джеймса на экране, и в это легко поверить просто на основании того факта, что больше в «Гиганте» и смотреть-то, по сути, не на что. ![]() С Элизабет Тэйлор в «Гиганте» Скучная, непомерно затянутая и маловыразительная лента лишь замахивается на эпическое повествование о семье техасского скотовода, а на деле постоянно топчется на месте, продвигаясь по действию со скоростью черепахи. Не помогает даже играющая здесь возрастную роль Элизабет Тэйлор, и единственное, что оживляет рассказ — это как раз редкие появления героя Джеймса Дина. Упоминавшийся скотовод не любит Джетта Ринка, зато его погибшая сестра оставляет тому в наследство кусочек земли, на которой Джетт найдет нефть, станет мультимиллионером, но в день своего наивысшего торжества напьется еще до начала затеянного в его честь праздничного обеда. По совести рассуждая, оскаровская номинация (второй раз доставшаяся Дину посмертно) за лучшую главную роль — это не что иное, как уважительная дань памяти так ярко блеснувшему актеру. В ленте, идущей более трех часов, он в общей сложности появляется около получаса, и выдвини его студия в категории «второплановых» ролей, кто знает, может, это и обернулось бы для фильма победой (спустя годы это отлично поняли те, кто в схожей ситуации выдвигал на «Оскара» Хита Леджера). ![]() ![]() ![]() Пробы костюмов Джеймса Дина и Элизабет Тэйлор для «Гиганта» По особому распоряжению режиссера, на время съемок «Гиганта» Дину запрещалось даже думать про гонки. В какой-то мере этим можно объяснить то, что едва окончив работу над фильмом, актер, дорвавшийся до любимой машины, потерял бдительность и осторожность. А ведь всего за несколько недель до той трагической минуты, не выходя из образа Джетта Ринка, он принял участие в социальном ролике, посвященном проблеме безопасности движения. Отвечая на вопрос насчет превышения скорости на дороге, Дин клялся, что лихачит только во время гонок на специально оборудованной трассе, а за ее пределами ездит всегда аккуратно и спокойно. И обращался напоследок к водителям: «Полегче на дороге — может, это спасет мне жизнь».
«Как тяжело, когда тебя не любят», — говорил другой его герой Кэл Траск, самый значительный из сыгранных им по масштабу. Как сильно могут любить его самого, Джеймс Дин, к сожалению, так и не узнал. Ему, при всех его скоростях, элементарно не хватило на это времени. ![]() | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |