|
|
13 веских причин перейти на VODавтор Александр ГолубчиковЕсли вы все еще покупаете DVD и Blu-ray, вы или ретроград, или коллекционер, или живете в местах, где Интернет еще не имеет достаточно высокой скорости (или имеет довольно высокую цену), чтобы отказаться от собирательства. Новые технологии сначала заменили книги на «читалки», а теперь и кино можно смотреть в любое время и в любом месте — было бы под рукой устройство, способное его показать. В нашей стране еще каких-то тридцать лет назад бытовой видеомагнитофон был чем-то из области научной фантастики и недоступной роскоши. Пока в СССР о существовании домашнего видео знали единицы, на «загнивающем» Западе видеомагнитофоны получили огромное распространение. Появившийся в 1976 году формат VHS спустя пять лет стал стандартом de-facto, ознаменовав собой рассвет эры home entertainment. За три декады изменилось всё — массовое производство видеокассет формата VHS завершилось в 2008 году, с развитием высокоскоростных каналов передачи данных успел родиться и прийти в упадок рынок DVD и Blu-ray. Канули в Лету видеопрокаты, а «умные» телевизоры, позволяющие не только принимать традиционный телесигнал, но и получать информацию из Интернета, уже вытесняют с полок магазинов ЖК- и плазменные панели, не имеющие такой функции (в 2011 году 90% выпускаемых телеприемников оснащались этой функцией, а в 2012-м, наверное, все 100%). Самое время обратить внимание на сервисы VOD (video-on-demand) и разобраться, в чем же их преимущество перед остальными способами просмотра видео дома. Сегодня посмотреть кино, оставшись дома и сидя на диване, можно несколькими способами: - дождаться показа нужного фильма по телевизору (способ настолько экзотический, что о нем не стоило и вспоминать, если бы не одно занятное обстоятельство — по статистике, именно во время показа того или иного фильма по ТВ возрастает количество запросов по его названию в поисковых системах. Для среднестатистического зрителя ТВ-показ фильма — это стимул к тому, чтобы достать диск из домашней коллекции и посмотреть его, не прерываясь на рекламу); Рассмотрим плюсы и минусы каждого из перечисленных способов (как легальных, так и нет):
Таким образом, с точки зрения удобства, простоты использования, качества, при наличии быстрого соединения с Интернет, и всех недостатках, выигрывают Smart-TV и online-кинотеатры. Что же это за зверь такой? Попробуем разобраться. Сервис передачи потокового видео для России не новый. Еще в 2004 году компания МТУ-Информ начала предоставлять услуги видео по запросу (video-on-demand) сначала по кабельным сетям, а позднее и через сервис Стрим-ТВ посредством телефонных линий с использованием технологии ADSL. Но для качественной передачи данных возможностей телефонных каналов явно не хватало, да и каталоги провайдеров видеоконтента, как правило, ограничивались пакетами ЦПШ, «Парадиза», некоторых независимых компаний, пятью сезонами Comedy Club и «фильмами для взрослых». Мейджоры не спешили выходить на российский рынок video-on-demand — приоритет отдавался войне форматов Blu-ray/HDDVD и возврате средств, вложенных в новую технологию. VOD были тут явно лишними. Еще в 2009 году о том, как бороться с нелегальным распространением видео в Интернете, не знал никто. Устраивалась охота на ведьм, особо рьяные защитники копирайта предлагали «бороться с Интернетом», закрывались interfilm.ru и allofmp3.com — в русском сегменте Интернета творилась вакханалия. Перелом случился совсем недавно. В феврале 2010 года громко заявил о себе проект ivi.ru (Ru-net Ltd, Tiger Global, Проф-медиа), за ним последовали zoomby.ru (WebMediaGroup), now.ru (Газпром-медиа), tvzavr.ru, youtaplay.ru, stream.ru — сервисы VOD в России за два года выросли количественно и качественно. Но, несмотря на обилие сервисов, получение лицензий на демонстрацию контента было довольно затруднительным предприятием. Шутка ли, на круглом столе ВОРУ.НЕТ! в сентябре 2010 года выяснилось, что активно рекламировавшийся всеми мощностями ВГТРК проект Zoomby.ru, к примеру, испытывал трудности в получении лицензии на демонстрацию сериалов, выходивших на канале «Россия 1», хотя, как известно, интерес к любому сериалу угасает вскоре после его выхода в эфир и ковать железо надо, пока оно горячо. Перекосов было немало, но, вроде, справились. Поскольку число online-кинотеатров в России уже приблизилось к дюжине, самое время их сравнить и понять, чем один отличается от другого. Как уже говорилось выше, онлайн-кинотеатры редко ограничиваются только лишь демонстрацией фильмов в окне браузера. Дело в том, что это накладывает на них некоторые ограничения — не на все фильмы (особенно топовые) распространяются права показа online. А поскольку среди тех картин, которые нельзя показывать в Интернете, но можно на других устройствах, типа Smart-TV, стремление выйти на всех возможных платформах, для них вполне естественно. Вот как обстоят дела на сегодняшний день с присутствием видеосервисов в различных системах: Таблица предоставлена stream.ru
Как следует из этой таблицы, stream.ru и ivi.ru с большим отрывом от конкурентов обеспечили свое присутствие на всех возможных платформах. Притом, что на долю обращений к online-кинотеатрам через интернет-браузер приходится 48% и еще 13% с браузеров мобильных устройств, на долю Smart-TV и STB приходится 18% обращений. А с учетом того обстоятельства, что Smart-TV, по сути, существуют на рынке около двух лет, еще не каждый оснащенный этой функцией телевизор подключен к сети Интернет, а средний срок обновления телевизионных приемников составляет пять лет, потенциал роста у этого сегмента рынка невероятно велик! Ценовая политика у сервисов различна:
Контент при этом у online-кинотеатров различается кардинально и у каждого свои фишки. Скажем, три портала, один вслед за другим — ivi.ru, stream.ru и zoomby.ru — запустили сервис для детей (zoomby.ru только на сайте, а ivi.ru и stream.ru — и в качестве приложений для iPad). Если взглянуть на таблицу, то можно заметить, что проекты, работающие по бесплатной (рекламной) модели, реже имеют в своем пакете студийные фильмы (единственное исключение — ivi, но и у них есть платная модель), остальные же делают ставку или на объем — «найдется все, может быть» — особенный подход к формированию контента.
Фактически, выбрав в качестве своей видеотеки каталог онлайн-кинотеатра, вы не только избавляете себя от необходимости выкачивать многомегабайтные файлы прежде, чем начать смотреть фильм (загрузка video-on-demand происходит параллельно с просмотром, в потоковом режиме). Некоторые сервисы (в частноcти, Stream.ru) предоставляет возможность, начав смотреть фильм на одном устройстве (скажем, на компьютере через браузер), продолжить просмотр с того места, на котором был прерван просмотр, на планшете или Smart-TV — для этого достаточно войти в свой аккаунт. Правда, тут стоит оговориться, что такая возможность распространяется не на все видеопрограммы. Связано это с тем, что лицензия, которой владеет провайдер, не всегда распространяется на online. Таким образом, фильмы, которые присутствуют в каталоге для демонстрации на Smart-TV и STB, могут отсутствовать в каталоге online-кинотеатра или планшета-смартфона. Еще одна занятная особенность лицензий — некоторые фильмы, присутствовавшие в каталоге в качестве премьер и новинок, через определенное время из этого каталога пропадают — иногда на пару недель, иногда на месяц, после чего появляются там снова, но уже по меньшей цене. Так осуществляется перевод фильма в разряд «каталог» (с этого момента фильм, вероятнее всего, будет доступен для просмотра по подписке). Это не прихоть провайдера контента, а наследие эпохи «окон», существовавшей еще со времен видеокассет. Дело в том, что фильмы, выпускаемые на лицензионных носителях (а теперь и посредством сервисов VOD), подчиняются строгим правилам, которые устанавливает правообладатель. Фильм не может выйти на рынок домашнего видео раньше, чем через четыре недели после начала кинопроката (для крупных студийных проектов этот период может растянутся на полгода или больше). В противном случае кинотеатры, которые видят в рынке домашнего видео своего прямого конкурента, могут бойкотировать прокат фильма, снимая сеансы со дня выпуска фильма на носителях и, тем самым, уменьшая прибыль прокатчика. Правда, в США последнее время для независимого кино появилась другая практика. Фильмы, одновременно с выпуском в ограниченный прокат, начинают продаваться через сервисы типа iTunes. Не зависящие от требований студий-мейджоров продюсеры в этом случае могут при меньших, чем это требуется для выпуска в средний и широкий кинопрокат затратах, получить для своей картины большую прибыль. Так, скажем, поступили создатели фильмов «Холостячки» и «Порочная страсть», получив за короткий срок на продажах фильмов через VOD-сервисы больший доход, чем если бы выпускали свое кино в кинотеатрах.
Кроме того, по требованию студии какие-то фильмы могут на время пропадать из каталога (а когда заканчивается действие лицензии — то и навсегда). Это делается или для создания искусственного дефицита (популярный ход при перевыпуске на носителях коллекционных изданий или наборов серий популярных франшиз, вроде «Звездных войн», перед выходом новой серии в кинотеатрах), или же для того, чтобы у потребителей не возникало неправильных ассоциаций нового продвигаемого фильма с тем, что выходил под тем же названием ранее. По счастью, все эти студийные правила никак не распространяются на фильмы, которые клиент видеосервиса покупает для бессрочного пользования (на данный момент эта возможность только декларируется некоторыми видеосервисами, но пока не введена в эксплуатацию). Еще одно неприятное ограничение, которое налагают лицензии на распространение контента — возможность смотреть его только на территории России. И если для Smart-TV это не критично (ездить со своим телевизором в дальние страны как-то не принято), то отсутствие возможности воспользоваться оплаченным доступом к видеопрограммам в заграничной командировке или в отпуске удовольствия не доставляет. Хотя, казалось бы, если аккаунт зарегистрирован на пользователя из России, что ему мешает использовать его за пределами отчизны? Но таковы правила. Помимо телевизоров с функцией Smart-TV, выше упоминалась такая экзотическая для Москвы и Санкт-Петербурга вещь, как set-top-box (STB). Это телевизионная приставка, которая фактически превращает ваш, не оснащенный подключением к Интернету телевизионный приемник, в «умный» девайс. Посредством этого устройства, скажем, помимо предоставления доступа к сервису video-on-demand, компания Stream осуществляет трансляцию своего IPTV — кабельного телеканала. Оплатить пользование сервисами можно так же, как и мобильный телефон — электронными деньгами, через банкомат или в ближайшем салоне сотовой связи. Сервисы становятся максимально удобными для пользователей, а повсеместное увеличение скорости доступа к Интернету, делает их использование чрезвычайно комфортным, избавляя потребителей от необходимости покупать диски с фильмами ради однократного просмотра, обжигаться, выкачивая из сети кино или сериалы неудовлетворительного качества. После того, как в США заработал сервис Hulu.com, объем трафика торрент-трекеров упал на 60%. Россия следует тем же путем. По тому, каков на сегодня объем лицензионного видеоматериала у онлайн-кинотеатров, можно сделать вывод, что video-on-demand гордой поступью заходит на пустовавшую долгие годы поляну, оставшуюся от видеопрокатов. Всегда можно выбрать провайдера контента по душе, потестировать его возможности, качество видео, навязчивость рекламных вставок, если выбор пал на бесплатный сервис, и остановиться, скажем, на одном платном сервисе с умеренной абонентской платой (в этом смысле Stream.ru выглядит наиболее привлекательным — за 99 рублей в месяц иметь доступ к каталогу, в котором более пяти тысяч фильмов и сериалов, и это отборные фильмы высокого качества), и, при необходимости, если фильма нет в выбранном каталоге, обращаться к бесплатным аналогам. Когда-то развитие Интернета фактически положило конец DVD-пиратству. Скачивать фильмы стало гораздо проще, чем покупать «10 фильмов на одном диске» сомнительного качества. Теперь же загромождать свои жесткие диски загруженными из сети фильмами и сериалами тем более не имеет смысла. Если вы не являетесь приверженцем определенного перевода конкретной релиз-группы, а лишь намерены посмотреть кино, то вам прямая дорога на сервисы VOD. Взять на прокат новинку и посмотреть ее в течение 48 часов за вполне умеренную плату (без необходимости к определенному времени возвращать диск в видеопрокат!), а за стоимость четырех поездок на автобусе иметь неограниченный доступ к видеотеке — об этом недавно только мечтали! Что же до любителей безграничной халявы, то экономить на качестве 99 рублей в месяц сродни проползанию под турникетом в автобусе — совсем не солидно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |