На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Мастер-класс сценариста Олега Маловичко: «Садишься и пишешь!» фильм Темный рыцарь Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Темный рыцарь
Мастер-класс сценариста Олега Маловичко: «Садишься и пишешь!»

Мастер-класс сценариста Олега Маловичко: «Садишься и пишешь!»

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 28.08.2018

В День кино Школа кино и телевидения «Индустрия» провела открытую встречу из цикла «Это не лечится. Профессия: сценарист». Сценарист Сергей Минаев обсудил со сценаристом Олегом Маловичко разнообразные нюансы сценарной работы.

Олег Маловичко уже лет десять числится среди лидеров российского сценарного цеха. На его счету - обе части «Притяжения» (вторая снимается), «Метод» и «Троцкий», «Джунгли» и «Лёд», «Домовой» и «Тиски», «Саранча» и «Призрак», а также готовящийся к выходу сериал «Бендер» - про отца Остапа Ибрагимовича. Интересный автор. Вот конспект его профессиональных правил.

- «Всегда для меня первый этап - ловишь некий нерв идеи. Ты должен написать эмоциональную историю, выбросить её из себя, записать только то, что из тебя прёт, валится. И уже потом - начать своё вдохновение технически выравнивать».

- «Если ты гонишь текст (ради денег), ты очень быстро истощаешься. Ты теряешь веру в себя. Если ты перестаёшь получать кайф от работы, то оказываешь себе плохую услугу».

- Работая с соавторами, встречается с ними раз-два в год. Пишут отдельно - и это позволяет оставаться приятелями: «Все попытки написать, сидя вот так (друг против друга), заканчивались холодным игнором».

Олег Маловичко на встрече «Это не лечится. Профессия: сценарист»

- «Важно то, что в нас, а не тот ярлык, который навешивает на нас общество. На самом деле ты пишешь о людях. Важно понять характер героя, понять его драму».

- «Есть сериал норвежский «Стыд». Там на плакате в комнате героини написана фраза: «Каждый человек ведёт войну, о которой ты ничего не знаешь». Вы должны любить персонажей, но это не значит, что вы должны их оправдывать».

- Что понравилось за последнее время? Сериал Райана Мёрфи «Поза»: «Это совершенно человечная история, он заставляет меняться нас как людей».

- Фильмы, которые поменяли его как личность: «Крестный отец», все фильмы раннего Кустурицы, начиная (видимо, не по хронологии) с «Дома для повешения» («Время цыган»), спагетти-вестерны Леоне, фильмы Джармуша, весь Голливуд 80-х («который был умнее, чем сейчас»), из отечественного кино – «Андрей Рублёв».

- О том, что нельзя посмотреть решительно все сериалы: «Ты смертен: нельзя посмотреть всё и нельзя всё прочитать. Нужно научиться бросать то, что тебя не цепляет. Если нужно, история вас догонит. Нужно смотреть только то, что тебя торкает». Так, в своё время бросил «Игру престолов» после двух серий - недавно пришлось догонять всё залпом.

- О российских перспективах: «В 19-м веке мы - Достоевский и Толстой - сделали лучшие романы в истории человечества». Тут тему поддерживает Минаев, вспоминающий Роберта Макки, который удивляется, зачем в России вообще покупают его книги, когда он сам учился у Чехова: у нас свои учителя есть!

- И кстати: будущим сценаристам Маловичко рекомендует начинать не с Макки и проч., а с нашего (!!!) Владимира Проппа, который был «первым деконструктором» («Морфология сказки»), потом – «Золотая ветвь» Джеймса Джорджа Фрэзера, «полирнул бы Юнгом» и «Тысячеликим героем» Джозефа Кэмпбелла; «вот это на первом этапе». Ну и хорошую художественную литературу следует читать.

- «Если вы владеете структурой, вы владеете эмоцией!»

Олег Маловичко и Сергей Минаев на встрече «Это не лечится. Профессия: сценарист»

- О заимствованиях: «Главный критерий вашего творчества - чтобы цепляло». Все истории уже придуманы, и «новизна - в сочетании идей». «Главное - заставить идею жить в вашей истории».

- «Если штамп у вас работает - оставляйте. Если смотрится как штамп - убирайте. Или иронизируйте над ним».

- Оказывается, в каждый свой фильм или сериал Маловичко вставляет реплику из «Тёмного рыцаря» - по приколу (ау, исследователи - кто б всё это нашёл!).

- Непоставленные проекты, конечно, есть: «У каждого из нас есть кладбище погибших героев, которые по ночам стоят вокруг твоей кровати».

- Нет «низких» жанров или «высоких»: главное тут то, что «ставит вопросы, кто ты и как ты поступаешь». Поэтому в том числе любит комиксы.

- «Мы - это история наших выборов».

- «Зомби-хорроры не приживаются у нас, потому что мы живем в зомби-хорроре. Напугать нас зомби - это нужно очень постараться».

- Говоря о сценарном заработке, Маловичко уточняет, что связан «неразглашухами», но «в среднем по больнице»: от 250 тысяч до миллиона за серию, в кино - от 3 до 8-10 миллионов.

- Нет нормы выработки. Но две тысячи слов в день всё же хорошо бы делать.

- О том, как перебороть творческий ступор (ведь «после первых двух проектов - это уже работа»). «Меня спасли регулярные упражнения. Я разбиваю работу на разные участки. Утром надо быстро писать текст. Потом - делай синопсис, тритмент и т.п. Или сходи погуляй. Ты пишешь - пусть плохо, но пишешь. Главное - не останавливаться. Оставайся постоянно в рабочем тексте. И не надо терять веру: садишься и пишешь!»

Олег Маловичко на встрече «Это не лечится. Профессия: сценарист»

- О собственном авторском проекте - желании снять что-нибудь самому. Некогда сделал сценарий «Квартет», который стал потом «Детям до 16...». Хотел ставить сам, сказал об этом Валерию Тодоровскому, продюсеру: «Мне никогда не забыть, как погасли его глаза». Тодоровский (который, кстати, сам изначально был сценаристом) сказал ему: «Сценарист, который хочет стать режиссёром, может не стать режиссёром (может провалиться), но перестанет быть сценаристом. Вот если точно не можешь без этого - пробуй, если можешь потерпеть – потерпи». Маловичко тогда испугался, от своей идеи отказался - а с тех пор так пока вновь к этому и не пришёл.

- Маловичко с коллегами делает сейчас историю о декабристах - и прислушивается к разным мнениям (консультантов и т.п.): «Каждая критика делает сценарий лучше». Минаев тоже ответил на вопрос о профессиональной критике (тех же редакторах): «Главное - не воспринимать это как войну». Говорит, что тоже прислушивается.

- Про отсутствие в России профессионального цеха. «Безусловно, такая структура нужна. Но проблема в том, что сценаристы, собравшись в одной комнате, друг друга уничтожат». «Сценаристам нужно обзавестись агентами, которые будут за них договариваться. Нам нужно объединяться вокруг агентов» - но перед этим «мы должны цивилизовать себя сами».

Читайте также:

Правила питчинга: студии ищут Героя

«Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова

Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно»

Разбор фильма «Silver Linings Playbook»: мастер-класс Пола Брауна

теги: сценарий, интервью, мастерская

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Темный рыцарь

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.