![]() |
|
|
![]() |
![]() Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)автор Максим МарковТридцать четвёртый игровой фильм Ингмара Бергмана - его первый телевизионный сериал, в котором великий мастер исследует подноготную брака. Получился кинороман, сопоставимый по глубине с лучшими образцами литературы. «Сцены из супружеской жизни» (Scener ur ett äktenskap), Швеция, 1973; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Биби Андерсон, Ян Мальмше, Гуннель Линдблум, Анита Валль, Венч Фосс, Барбру Юрт аф Урнэс. Юхан и Марианна женаты уже десять лет, ему 42, ей 35, у них две девочки, они уверены, что счастливы. Но однажды муж всё-таки уходит из семьи к молодой любовнице... ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
Необходимо сразу отметить, что «Сцены из супружеской жизни» рекомендуется смотреть в их изначальном шестисерийном варианте. Укороченная версия (которая некоторым всё равно может показаться нескончаемо длинной) была уже позже смонтирована Бергманом для проката в вечно куда-то торопящейся Америке. В общем и целом она вполне соответствует оригиналу, но всё-таки лишена как некоторых важных деталей (например, там нет ни слова про аборт и не появляется мать героини), так и своеобразного обаяния. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
Последнее заключается хотя бы уже в той лёгкости, с каковой автор обращается с экранным временем, совершенно не заботясь ни о каких условностях. У него возможно то, что сегодня, конечно, кажется уже невероятным: например, целая серия на три четверти часа в одной декорации с двумя беспрестанно разговаривающими артистами! Режиссёр хорошо знает, что от любви до ненависти - один шаг, а потому, образно выражаясь, ходит из угла в угол, позволяя нам познать весь диапазон полноценной беседы между супругами. Бергман и до этого был непревзойдённым мастером длинных обстоятельных сцен, но именно в «Сценах из супружеской жизни» довёл это своё мастерство до совершенно волшебного уровня. Своим сериалом он лишний раз подтвердил, что самое интересное на свете - это человеческие отношения. Безграничный океан материала, который не исчерпать ни одному кинематографисту! ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
Разобрать подноготную брака брались многие художники. Можно без преувеличения сказать, что Бергману удалось создать кинороман, сопоставимый по своей глубине с лучшими образцами литературы. На стороне великого шведа оказался хронометраж: никто ранее (впрочем, не возьмусь утверждать это стопроцентно) не догадывался копаться в «грязном белье» одной семьи на протяжении целых пяти часов - столь тщательно, столь подробно. Да и сейчас, в «золотой век сериалов», незаметно, чтобы у него появились в этом серьёзные конкуренты: да, попытки, разумеется, есть, но в любом случае Бергман оказывается недосягаем. Вряд ли, конечно, он выкопал о Мужчине и Женщине решительно всё, но получилось ли хоть у кого-нибудь больше?.. «Иногда хочется проткнуть иглой ваш красивый шарик», - ехидничает друг внешне благополучной семьи, и автор, собственно, так и делает, давая при этом каждой стороне союза право на самопознание. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
Через весь свой фильм Бергман проводит мысль, что пара сильнее одиночки - то утверждая её, то позволяя себе толику сомнения. «Ты веришь, что двое людей могут прожить всю жизнь вместе?» - спрашивает Марианна, по прихоти автора занимающаяся бракоразводными процессами. «Когда не любишь своего мужа - это ужаснее, чем одиночество», - полагает её пожилая клиентка. «Я не верю, что люди могут быть сильными в одиночестве, - убеждается героиня. - Должен быть кто-то рядом, кто-то, кто будет держать тебя за руку. Юхан, я думаю, мы совершаем ошибку. Мы должны наладить наши отношения. Наши отношения - это самое великое достижение в нашей жизни». ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
В отличие от многих своих коллег, Бергман не изображает целомудренную недотрогу, вслух обсуждая самое сокровенное: интимную сторону супружеской близости. Уже в первые минуты фильма Юхан хвастается в интервью, что он отличный любовник («У меня колом стоял», - сообщит он при случае позже). Во второй серии разговор о сексе перейдёт к конкретике: «Разве я недостаточно даю тебе любви и страсти?» - удивится она и сама же предложит: «Я делаю всё, что могу. Если я тебя не удовлетворяю - найди любовницу». К несчастью, он так и сделает - обретя временную отдушину в 23-летней Паоле (которую на экране мы так и не увидим). «Как может быть, что секс - это скучно, если мы не можем заниматься сексом?» - не понимает он. «Давай попробуем спасти наш брак вместе!» - умоляет она и, рыдая, просит заняться с нею любовью. «Я, может быть, вернусь через неделю», - малодушничает он с чемоданом на пороге и действительно возвращается - правда, через полгода и только на ночь. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
Затем уже она соблазняет его перед тем, как окончательно подписать бумаги о разводе - и здесь, накануне 55-летия, Бергман позволяет себе одну из немногих секс-сцен в своей фильмографии. В шестой же серии дочь спрашивает у матери об умершем отце: «А как у вас были дела в постели?» - на что мать честно признаётся: «Твой отец всегда был более инициативный, чем я». «Пошли в постель», - скажет Юхан почти в самом финале этой супружеской эпопеи (давая тем самым Стэнли Кубрику идею для одной из самых прекрасных концовок в истории мирового кинематографа). Согласитесь, немногие гении были в своих фильмах столь же откровенны - особенно учитывая тот факт, что Бергман как будто бы и не скрывал, что каждый раз рассказывает в кино именно о себе и чаще всего - о своих отношениях с женщинами. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
Не забывает он и про другие свои неизменные темы: тут есть и немного религии («В Библии есть прекрасное описание любви», «В любви и в религии невозможно быть одиноким»), и пересказ неприятного сна («Откуда берутся такие кошмары?»). Но всё-таки в центре его внимания - супружеская пара с её счастливыми и горестными моментами. Каждую серию он закрывает видами своего любимого Форё (устно перечисляя, как ранее в «Тюрьме», создателей картины) и под фотоколлаж начинает следующую кратким пересказом произошедшего. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
В уста одного из персонажей Бергман вкладывает фразу своего великого соотечественника Августа Стриндберга, который как-то сказал: «Что может быть страшнее, когда муж и жена ненавидят друг друга?» Ненависти в «мазохистских отношениях» Юхана и Марианны, пожалуй, нет даже в самые непростые моменты их жизни, а потому применительно к настоящему фильму этот вопрос можно перефразировать: что может быть занимательнее, чем муж и жена, пытающиеся, но не могущие убежать друг друга?.. Быть может, это очень топорная формулировка, однако (позволю себе, как водится, спойлер) спустя десять лет герои так и останутся в объятиях друг друга, одновременно и радуясь тому, что «нашли себя» («Мы искали всю жизнь и наконец-то нашли себя»), и переживая о том, что недополучили любви, и, как будто бы, огорчаясь: «Неужели мы упустили что-то важное?..» Через три десятилетия Бергман вернётся к этому вопросу, выпустив единственный в своей жизни сиквел. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»
См. также: Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972) Ни дня без Бергмана: «Прикосновение» (1971) Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961) Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958) Ни дня без Бергмана: «Улыбки летней ночи» (1955) Ни дня без Бергмана: «Урок любви» (1954) Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952) Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950) Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949) Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948) Ни дня без Бергмана: «Дождь над нашей любовью» (1946) ![]()
читать также: все новости о фильме Сцены из супружеской жизни
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |