![]() |
|
|
![]() |
![]() Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)автор Максим МарковВ 1978-м году миру, наконец-то, был представлен творческий тандем двух великих однофамильцев: режиссёра Ингмара Бергмана и актрисы Ингрид Бергман. «Осенняя соната» оказалась в числе наиболее важных работ и для него, и для неё. «Осенняя соната» (Höstsonaten), Франция - ФРГ - Швеция - Великобритания, 1978; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Ингрид Бергман, Лив Ульман, Лена Нюман, Халвар Бьёрк, Эрланд Юзефсон, Гуннар Бьёрнстранд. Шарлотта, всемирно известная пианистка, приезжает в гости к дочери Эве, с которой не виделась семь лет. Им кажется, что впереди - нескончаемые дни исключительно приятного общения, однако бессонной ночью дочь высказывает матери всё, что накопилось у неё за долгие годы... ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
Тридцать восьмая игровая картина Ингмара Бергмана - одна из самых знаменитых его работ. Это маленький шедевр, в полной мере отвечающий классическому принципу трёх единств - места, времени и действия. И «маленький» - не потому что короткий (на самом деле нет), а потому, что в кадре, как правило, всего лишь два женских лица, а поднимаемая тема стара, вроде бы, как мир: «Вечная проблема матери и дочери». Шарлотта всегда была безразлична к дочерям (Хелена тяжело больна - и мать до сих пор с трудом это принимает), единственное, что её когда-либо волновало - это её искусство. «Я не говорю, что я первая пианистка на свете, но и не последняя», - понимает она про себя, признаваясь: «В музыке - смысл моей жизни». Она - звезда, которой рукоплещут концертные залы, которую зазывают к себе, суля заоблачные гонорары. Семья для неё - нечто побочное и не имеющее большого значения. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
Во всяком случае, та семья, что далека от музыки. Леонардо, её недавно умерший спутник, играл на виолончели - можно предположить, что их связывали не только некие чувства, но и совместные возвышенные дуэты. «Обычный» муж, отец её столь же «обычных» дочерей, волновал Шарлотту куда меньше; давным-давно она порвала с этим миром, нисколько не заботясь о произведённом эффекте и уж тем более о последствиях. Эва, пишущая для церковной газеты и занимающаяся благотворительностью, тоже играет - скорее, для себя, подражая страстному увлечению матери. Разбор прелюдии Шопена показывает, что знаменитая мать не в силах мириться ни с чьими ошибками - даже в провинциальной глуши, даже когда за роялем - её собственная дочь. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
Готовясь к обеду, Эва говорит своему мужу, что недавно вычитала следующую мысль: «Не ройтесь в своём прошлом. Когда открываешь дверь в детскую, на тебя набрасывается огромное приведение, потому что ты давно забыл, куда ведёт эта дверь». Однако ночью, когда Шарлотта вышла в гостиную, разбуженная неприятным кошмаром, Эва всё же совершает эту ошибку - и углубляется в воспоминания, лишённые, как выясняется, обманчивого розового флёра. «Ты сломала жизнь и папе, и мне», - обвиняет она мать, тем самым открывая прежде тщательно запертый ящик Пандоры. К разговору примешивается бутылка вина - и вот уже исповедальные откровения оборачиваются дышащими ненавистью разборками на повышенных тонах. «Я хочу раз и навсегда высказаться, расставить все точки над i», - пробует как-то оправдаться Шарлотта, но Эве не нужны уже её доводы, она спешит высказать всё, что так долго таилось на самом дне её отчаявшейся души: «Ты замкнулась на своих чувствах, своих переживаниях»; «Я тебя ненавидела, ты меня - не меньше»; «Такие, как ты, опасны для окружающих. Вас надо изолировать, чтобы вы никому не могли причинить зла». ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
«Мать и дочь. Какое страшное сплетение любви и ненависти. Зла и добра. Хаоса и созидания». Не так ли всё и бывает в жизни?.. Конечно, за всё человечество сказать разом нельзя, ситуация, показанная в «Осенней сонате», отнюдь не типична, но всё-таки, тем не менее... Разве Бергман не попал этим фильмом сразу в несколько целей?.. Быть может, он намеренно поставил в центр картины настолько занятую искусством мать, чтобы никто не мог сказать, что он «обобщает» - и фальшивит в этом. Но ведь если очистить биографии персонажей и оставить только характеры - разве нельзя предположить, что такой тип отношений не просто существует, но более того - весьма распространён?.. «В своём договоре с людьми жизнь никому не даёт скидок, - говорит матери Эва. - Пора понять, что с тебя такой же спрос, как и с остальных». Разве эта фраза не может быть отнесена к любому из нас?.. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
«Если ты можешь мне возразить – возрази», - настаивает дочь, завершая свою длинную обвинительную речь, но зная, впрочем, заранее: «Тебе нечего возразить». «Я не осознавала. Я была эгоисткой», - за одну ночь Шарлотта поняла, вероятно, больше, чем за всю свою прошедшую жизнь, только вот привело ли это к чему-либо?.. Каким вообще мог быть итог этого разговора? Правдив ли был бы радужно-оптимистичный финал, в котором Бергман позволил бы своим героиням понять друг друга и простить? Меняются ли так быстро люди?.. Нет - и концовка вполне реалистична: наутро Шарлотта сбегает из дома, где ещё накануне намеревалась остаться навсегда. Эва принимает это, но всё-таки пишет вдогонку примиряющее письмо (которое зачитывает нам на крупном плане, совсем как в «Причастии»), и главная мысль его необыкновенно проста: «Ещё не поздно. Не поздно, мама. Ещё совсем не поздно». ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
Известно, что великий Ингмар Бергман давно мечтал поработать со своей равновеликой соотечественницей Ингрид Бергман. И вот - свершилось. «Осенняя соната» стала для актрисы предпоследним фильмом и принесла ей седьмую номинацию на «Оскар» (трижды, напомню, она эту премию получала). Быть может, в тот момент величина суперзвезды невольно заслонила старания Лив Ульман, хотя сегодня очевидно: та своей старшей коллеге нисколько не уступает - в какой-то мере её роль даже сложнее и эмоционально насыщеннее. Но ясно, что они тут ни в коей мере не соревновались: фильм столь хорош и достоверен именно благодаря их безукоризненно слаженному дуэту. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната»
См. также: Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977) Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976) Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973) Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972) Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966) Ни дня без Бергмана: «Молчание» (1963) Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962) Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958) Ни дня без Бергмана: «Женские грёзы» (1955) Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948) Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946) ![]()
читать также: все новости о фильме Осенняя соната
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |