На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997) фильм В присутствии клоуна Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)

Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 18.11.2018

Предпоследний фильм Ингмара Бергмана рассказывает об эпохе немого кино - когда один сумасшедший гений придумал способ, как заставить людей на экране заговорить...

«В присутствии клоуна» (Larmar och gör sig till), Швеция - Италия - Норвегия - Германия - Дания, 1997; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Бёрье Альстедт, Мари Рикардсон, Эрланд Юзефсон, Петер Стормаре, Анита Бьорк, Пернилла Аугуст, Гуннель Фред, Анна Бьёрк, Инга Ландгре, Биргитта Петтерссон.

В октябре 1925-го года инженер Карл Окерблум, живо интересующийся судьбой композитора Франца Шуберта, встречается в лечебнице для душевнобольных с профессором Освальдом Фоглером, читающим книжку про судьбу графини Мицци. Вскоре друзья объединяют своих любимых героев, снимают первый в мире «живой говорящий фильм» и едут с ним в турне по стране...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Приближаясь к 80-летию, Ингмар Бергман решил снять кино якобы о своём дяде Карле - немножко больном, в меру смешном и очень изобретательном. Он пишет о нём в своей «Латерне магике», но там нет ни слова о кинодраме «Дитя радости» - отчего я не возьмусь утверждать, что пересказанная здесь байка действительно имела место быть. Вероятно, речь идёт о некоем посвящении, позволяющем художественные вольности; сейчас я не возьмусь проводить дополнительные исторические изыскания.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Куда важнее тот «безбрежный мир загадочных теней», что в темноте каким-то чудом возникает на белом экране. «Кинематограф - величайшее изобретение человечества после колеса», - напоминает нам Бергман, уводя в те далёкие времена, когда фильмы не имели ещё собственного голоса. Идея сумасбродного инженера вроде бы проста: во время сеанса актёры вживую озвучивают своих персонажей. Однако сложность в том, им приходится ездить «на гастроли» с единственной копией своей картины, принимая не только зрительские восторги, но и естественные тяготы путешествия (обратите, кстати, внимание, что их афишу украшает хорошо известный нам портрет Марии Лопухиной кисти блистательного Владимира Боровиковского).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

К сожалению, расчёт на то, что Бергман поразит нас сейчас тщательно проработанной стилизацией под ленты двадцатых годов не оправдывается: фильм о Шуберте представлен тут до обидного малым количеством кадров. Случившийся пожар обрывает показ - и артисты решают продолжить представление импровизационным спектаклем. Так автор сталкивает две своих страсти: кино, напрямую зависящее от предательски подводящей техники - и театр, который будет жив всегда, покуда жив сам человек.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Вместе с тем «В присутствии клоуна» (второе название картины - «Фигляр, шумящий на помосте») посвящено не только искусству («В искусстве нет законов. В искусстве всё опасно»), но и приближению смерти. Явившийся инженеру клоун оказывается клоунессой - а на самом деле, как мы можем понять по реакции Карла, новым воплощением наскучившей всем дамы с косой. Таким образом, спустя сорок лет после своего величайшего, пожалуй, шедевра, Ингмар Бергман представил миру ещё один запоминающийся образ Смерти во плоти (хотя уже и не столь оригинальный, памятуя об «Оно» Стивена Кинга).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

Тем печальнее сравнение: понятно, что данный фильм - творение уже весьма пожилого человека; большого, конечно, мастера - но чьи лучшие работы остались далеко позади. Здесь нет, конечно, тех наивных ошибок молодости, о которых мы говорили: мол, настоящий Бергман ещё впереди. Но нет и великих прозрений, благодаря которым мы полюбили многие его ленты. К этой картине относишься, разумеется, с уважением - как законы вежливости в принципе заставляют тебя с уважением относиться к чужой старости.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

И в этом отношении лучше, быть может, не знать, что помимо сильно постаревшего Эрланда Юзефсона здесь играют Инга Ландгре - юная Нелли из дебютного бергмановского «Кризиса» (она также играла жену рыцаря в той самой «Седьмой печати», а здесь предстаёт в образе старухи-билетёрши) и Биргитта Петтерссон, невинное дитя из «Девичьего источника» (ещё она появлялась в «Лице», а здесь играет зрительницу Ханну). Покидая мир кино (ведь он на тот момент не знал, что успеет снять ещё один фильм), Бергман словно бы специально забирает с собой те образы молодости, что были запечатлены им на киноплёнке многие десятилетия назад...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)

Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977)

Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Ни дня без Бергмана: «Волшебная флейта» (1975)

Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)

Ни дня без Бергмана: «Девичий источник» (1960)

Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946)

теги: спецпроект

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме В присутствии клоуна

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.