![]() |
|
|
![]() |
![]() Ни дня без Бергмана: «В присутствии клоуна» (1997)автор Максим МарковПредпоследний фильм Ингмара Бергмана рассказывает об эпохе немого кино - когда один сумасшедший гений придумал способ, как заставить людей на экране заговорить... «В присутствии клоуна» (Larmar och gör sig till), Швеция - Италия - Норвегия - Германия - Дания, 1997; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Бёрье Альстедт, Мари Рикардсон, Эрланд Юзефсон, Петер Стормаре, Анита Бьорк, Пернилла Аугуст, Гуннель Фред, Анна Бьёрк, Инга Ландгре, Биргитта Петтерссон. В октябре 1925-го года инженер Карл Окерблум, живо интересующийся судьбой композитора Франца Шуберта, встречается в лечебнице для душевнобольных с профессором Освальдом Фоглером, читающим книжку про судьбу графини Мицци. Вскоре друзья объединяют своих любимых героев, снимают первый в мире «живой говорящий фильм» и едут с ним в турне по стране... ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Приближаясь к 80-летию, Ингмар Бергман решил снять кино якобы о своём дяде Карле - немножко больном, в меру смешном и очень изобретательном. Он пишет о нём в своей «Латерне магике», но там нет ни слова о кинодраме «Дитя радости» - отчего я не возьмусь утверждать, что пересказанная здесь байка действительно имела место быть. Вероятно, речь идёт о некоем посвящении, позволяющем художественные вольности; сейчас я не возьмусь проводить дополнительные исторические изыскания. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Куда важнее тот «безбрежный мир загадочных теней», что в темноте каким-то чудом возникает на белом экране. «Кинематограф - величайшее изобретение человечества после колеса», - напоминает нам Бергман, уводя в те далёкие времена, когда фильмы не имели ещё собственного голоса. Идея сумасбродного инженера вроде бы проста: во время сеанса актёры вживую озвучивают своих персонажей. Однако сложность в том, им приходится ездить «на гастроли» с единственной копией своей картины, принимая не только зрительские восторги, но и естественные тяготы путешествия (обратите, кстати, внимание, что их афишу украшает хорошо известный нам портрет Марии Лопухиной кисти блистательного Владимира Боровиковского). ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
К сожалению, расчёт на то, что Бергман поразит нас сейчас тщательно проработанной стилизацией под ленты двадцатых годов не оправдывается: фильм о Шуберте представлен тут до обидного малым количеством кадров. Случившийся пожар обрывает показ - и артисты решают продолжить представление импровизационным спектаклем. Так автор сталкивает две своих страсти: кино, напрямую зависящее от предательски подводящей техники - и театр, который будет жив всегда, покуда жив сам человек. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Вместе с тем «В присутствии клоуна» (второе название картины - «Фигляр, шумящий на помосте») посвящено не только искусству («В искусстве нет законов. В искусстве всё опасно»), но и приближению смерти. Явившийся инженеру клоун оказывается клоунессой - а на самом деле, как мы можем понять по реакции Карла, новым воплощением наскучившей всем дамы с косой. Таким образом, спустя сорок лет после своего величайшего, пожалуй, шедевра, Ингмар Бергман представил миру ещё один запоминающийся образ Смерти во плоти (хотя уже и не столь оригинальный, памятуя об «Оно» Стивена Кинга). ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
Тем печальнее сравнение: понятно, что данный фильм - творение уже весьма пожилого человека; большого, конечно, мастера - но чьи лучшие работы остались далеко позади. Здесь нет, конечно, тех наивных ошибок молодости, о которых мы говорили: мол, настоящий Бергман ещё впереди. Но нет и великих прозрений, благодаря которым мы полюбили многие его ленты. К этой картине относишься, разумеется, с уважением - как законы вежливости в принципе заставляют тебя с уважением относиться к чужой старости. ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
И в этом отношении лучше, быть может, не знать, что помимо сильно постаревшего Эрланда Юзефсона здесь играют Инга Ландгре - юная Нелли из дебютного бергмановского «Кризиса» (она также играла жену рыцаря в той самой «Седьмой печати», а здесь предстаёт в образе старухи-билетёрши) и Биргитта Петтерссон, невинное дитя из «Девичьего источника» (ещё она появлялась в «Лице», а здесь играет зрительницу Ханну). Покидая мир кино (ведь он на тот момент не знал, что успеет снять ещё один фильм), Бергман словно бы специально забирает с собой те образы молодости, что были запечатлены им на киноплёнке многие десятилетия назад... ![]() Кадр из фильма Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна»
См. также: Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986) Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983) Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982) Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980) Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978) Ни дня без Бергмана: «Змеиное яйцо» (1977) Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976) Ни дня без Бергмана: «Волшебная флейта» (1975) Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973) Ни дня без Бергмана: «Девичий источник» (1960) Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957) Ни дня без Бергмана: «Кризис» (1946) ![]()
читать также: все новости о фильме В присутствии клоуна
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |