|
|
Кинодрафт: обзор новинок «Альпины нон-фикшн»автор Максим МарковВ эти непростые времена, когда съёмки останавливаются, кинотеатры закрываются, а всем вокруг предписано по доброй воле самоизолироваться, есть лишь один шанс не впасть в уныние: продолжать работу, и в том числе – работу над собой. И если вы имеете отношение к кино (или вас влечёт к нему неумолимо), то книги издательства «Альпина нон-фикшн» помогут прокачать вам свои навыки и на несколько пунктов повысить профессиональный рейтинг.
Обложка книги Александра Талала «Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка»
Александр Талал
«Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка»
Уже только к предисловию автор ставит два взаимоисключающих эпиграфа – безмерно растиражированные слова Жан-Люка Годара: «Фотография – это правда. А кино – это правда 24 кадра в секунду», – и противоположное мнение Брайана Де Пальмы: «Камера постоянно лжёт – лжёт 24 раза в секунду». На подобных контрастах выстроена и вся книга, отталкивающаяся от убеждения, что только индустрия, научившаяся делать (а главное – уважать) качественное зрительское кино («добротные, популярные боевики со Шварценеггером и комедии с Сетом Рогеном»), может регулярно одарять мир и шедеврами авторского кинематографа, умудряющимися в то же время становиться кассовыми хитами. Представьте себе снятый в российских реалиях фильм на тему «Как человек с ограниченными возможностями справляется со своим положением в обществе?». Что представляется? Суровый, страшный дом инвалидов или умалишённых с облупленными стенами и грязными туалетами, где персонал, состоящий исключительно из садистов, обворовывает пациентов и жестоко издевается над ними, – а заканчивается всё ещё хуже. Вот что мы называем искусством. Александр Талал, сценарист «Дневного дозора» и «Чёрной молнии», вспоминает, как однажды некий режиссёр, получив сценарий с референсом «Индиана Джонс», сказал ему: «Вообще я “Индиану” не помню, давно смотрел и не очень люблю». «Так, может, пора начать разбираться?» – звучит в ответ риторический и беспримерно правильный вопрос, близкий, конечно же, каждому настоящему киноману. И потому в заявленном «Разборе полётов» у него друг за другом следуют «Гражданин Кейн» и «Интерстеллар», «Криминальное чтиво» и «Фотоувеличение», «Москва слезам не верит» и «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Измены» и «Мир Дикого Запада» (сами эти сочетания вряд ли случайны – тем и поразительны). А если посмотреть на список упомянутых в книге фильмов, то, помимо только что перечисленных, чаще всего встречаются всё тот же «Форрест Гамп», а кроме того «Армагеддон», «День сурка», «Красота по-американски» и «Земляничная поляна» (присутствует, кстати, и «Левиафан»); из сериалов же в лидерах, что не удивительно, «Во все тяжкие» и «Клан Сопрано». Обложка книги Татьяны Салахиевой-Талал «Психология в кино: Создание героев и историй»
Татьяна Салахиева-Талал
«Психология в кино: Создание героев и историй»
Курс «Психология для сценаристов» был несколько лет назад подготовлен автором этой книги для студентов Московской школы кино и занимал целый семестр, включая 52 академических часа лекционных и практических занятий. Разумеется, однажды он должен был превратиться в нечто если не большее, то общедоступное – пусть даже под одной обложкой и невозможно уместить всю его программу («Однако я постаралась включить сюда целостную теорию, напрямую затрагивающую психологические основы, на базе которых создаются глубокие характеры героев и психологически достоверные линии развития сюжета»). Автор сразу предупреждает о том, что здесь будет множество спойлеров (ну а как же иначе) и предостерегает, что «не стоит использовать изложенные в книге теории как кальку для написания сценариев», потому что «очень хочется смотреть фильмы про живых людей, а не про ходячие диагнозы». «Человека невозможно полностью уместить в искусственные рамки диагнозов», и поэтому данная работа – не столько прямое руководство к действию, сколько дополнительное подспорье, позволяющее «увидеть неочевидные взаимосвязи, скрытые стороны человеческой личности, универсальные механизмы психических процессов». Книга содержит много примеров использования психологических концепций в разных фильмах. Это ни в коем случае не значит, что при их создании авторы опирались на определённые теории из области психологии. Это значит, что есть некоторые универсальные законы, по которым функционирует наша психика. И эти законы, смыслы и образы будут встречаться в любом произведении искусства вне зависимости от того, вкладывал ли их автор туда умышленно. Понимание и осознанное использование этих инструментов позволяет повысить уровень мастерства. Добавим к этому, что эпиграфом к первой главе тут служат слова одного сценарного гуру – Роберта Макки: «Зритель ходит в кино, чтобы реализовать свою потребность в глубоких эмоциональных переживаниях», а на четвёртой стороне обложки приведена оценка другого – Александра Молчанова: «Эта книга – настоящее сокровище!» Обложка книги Лайоша Эгри «Искусство Драматургии. Творческая интерпретация человеческих мотивов»
Лайош Эгри
«Искусство драматургии. Творческая интерпретация человеческих мотивов»
Классический труд, максимально ёмко о котором высказался великий Вуди Аллен: «Я до сих пор думаю, что «Искусство драматургии» – самая вдохновляющая и лучшая из книг на эту тему, а они у меня есть все». Сам же Лайош Эгри (1888 – 1967) уже в первых строках своего вступления говорит ровно о том же, о чём и мы сказали чуть выше: Эта книга предназначена не только для писателей и драматургов, но и для широкой аудитории. Если читатель поймёт, в чём заключается суть писательского труда, если он постигнет, какие муки и колоссальные усилия стоят за созданием всех без исключения литературных произведений, ему будет легче оценить их по достоинству. Подход автора книги к писательскому труду основан, по его словам, «на природном законе диалектики». Не секрет ведь, что «и из-под пера гениев иногда выходили очень плохие пьесы», а всё почему? «Потому что они писали их, полагаясь на интуицию», тогда как «чутьё может помочь создать шедевр один раз или даже несколько, но, если ориентироваться в работе только на него, это закончится провалом». Знание определённых основ – то, что может помочь в работе не только новичку, но и любому профессионалу. А потому «Искусство драматургии» объяснит своему читателю и «Как герои строят собственный сюжет», и «Почему некоторые плохие пьесы имеют успех», укажет на различия между скачкообразным и нарастающим конфликтом, намекнёт, где взять идеи и как потом продать свою пьесу. Предметно-именной указатель позволяет мигом определить основные ориентиры: здесь много ссылок на Аристотеля, Ибсена, Мольера и Шекспира, а из пьес с безусловным отрывом лидирует «Гамлет». Обложка сборника «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»
Андрей Звягинцев, Олег Негин, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
«Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»
Сборники сценариев – штука не новая, но неизменно любопытная: представить себя на месте создателя фильма, которому только предстоит перенести бумажный текст на плёнку, интересно, наверное, каждому. Тем более когда речь идёт не о проходных картинах, а о произведениях с мировой репутацией: «Возвращение», напомним, получило в Венеции сразу двух «Золотых львов» (за лучший дебют и за лучший фильм вообще), тогда как каждая последующая картина Андрея Звягинцева становилась лауреатом уже Каннского кинофестиваля (и «Левиафан» был отмечен призом именно за лучший сценарий). Да, «киносценарий – не самостоятельное литературное произведение», – признаёт в своём предисловии сам каннский лауреат, сценарист Олег Негин, однако «муки творчества при работе над созданием текста абсолютно такие же, как и при написании, скажем, какого-нибудь толстого романа». И пусть изначально эти киносценарии, конечно же, «не предназначены для чтения публикой, в их публикации, несомненно, есть толк»; разумеется, есть. Но уникальности данному изданию придаёт ещё и тот факт, что перед нами – не голый текст с выборочными, допустим, кадрами из фильма (как это чаще всего в такого рода случаях бывает), а смелая попытка «зафиксировать момент рождения произведения из вихря идей и образов». Специально для этой книги было отсканировано 750 страниц текстов из личного архива режиссёра – «заметки на салфетках, записки, скетчи, снимки, обрывки бумаги, метки на полях сценариев», все рукописные свидетельства «именно того времени, когда фильма ещё не существовало». И волшебным образом они были превращены не просто в сопутствующий иллюстративный материал, а в самостоятельную, как бы параллельно существующую (и, пожалуй, как раз самую интересную!) книгу, позволяющую, по словам издателя, «заглянуть через плечо автора». И это – по-настоящему впечатляет. Теперь у нас с вами появляется редкая возможность стать наблюдателями творческого процесса и одновременно увидеть результат – фильм и то, что происходило за секунду до. Обложка книги Шэрон Биали «Кинопробы. Руководство для актёров от голливудского кастинг-директора»
Шэрон Биали
«Кинопробы. Руководство для актёров от голливудского кастинг-директора»
Последняя из книг нашего сегодняшнего обзора заметно отличается от прочих – хотя бы тем, что в первую очередь предназначена, как это явствует из подзаголовка, для киноартистов, начинающих и уже состоявшихся. Это тренинг для жаждущих получить роль – и составлен он профессионалом с почти тридцатилетним стажем. Одним из тех, кому помогла в своё время Шэрон Биали, был Брайан «Во все тяжкие» Крэнстон, и в предисловии к её книге он написал следующие строки: Об актёрском мастерстве можно сказать так много, что не хватит и нескольких книг. Но, если вам нужны практические советы, как пройти прослушивания, – а кто от них откажется? – вам достаточно одной книги, именно этой. В актёрской профессии я давно, с 1979 года. И первое, что пришло мне в голову, когда я закончил читать книгу Шэрон: «Как бы мне всё это пригодилось, когда я только начинал!» Лучше всего о содержании «Кинопроб» скажут названия глав: «Нужно ли знать роль наизусть? Можно ли заглядывать в текст?», «Нужно ли быть в образе, когда заходишь в комнату для прослушиваний?», «Что лучше – стоять или сидеть?», «Правда ли, что лучше немного переиграть, чем недоиграть?», «Какие ошибки чаще всего делают опытные актёры?», а также «Контрольные вопросы перед прослушиванием». Конечно, может возникнуть вопрос, насколько все эти правила применимы к российскому кинопроизводству, работают ли они у нас (особенно на фоне разгорающегося скандала вокруг нечистоплотности агентов, работающих с нашими звёздами). И конечно, то и дело мелькающие тут термины явно не из нашей жизни («потиражные вознаграждения»!!!) и глава «Если у меня акцент, нужно ли скрывать его и притворяться американцем?» вроде бы намекают на то, что всё-таки не совсем. Однако, во-первых, любое знание лишним уж точно никогда не бывает – и грех от дельных подсказок отмахиваться; а во-вторых, никто ведь не мешает нашим артистам думать и о покорении собственно Голливуда – и кто знает, может, именно эта книга станет для кого-то первой ступенькой! В любом случае, как пишет автор, теперь под рукой есть «руководство к действию, которое поможет вам прийти к успеху». Читайте также: Рецензия на книгу Гэвина Эдвардса «Мир по Тому Хэнксу» Рецензия на книгу Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём» «Мир по Тому Хэнксу» Гэвина Эдвардса: избранные цитаты Ещё одна книга про «Твин Пикс»: плохая, но не без своих жемчужин Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино) Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты) Киноповесть «Один день на войне» поступила в продажу «Один день на войне»: фильм, который никогда не решатся поставить. Фрагмент 1 Бумажные комиксы. Февральский анонс Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно» Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами» «Харэ себя стесняться»: мастер-класс сценариста Николая Куликова Разбор фильма «Silver Linings Playbook»: мастер-класс Пола Брауна «Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: I «Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: II «Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: III «Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: IV «Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: V | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |