На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Страсти Христовы | Человек, который изменил мир фильм Страсти Христовы Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Страсти Христовы

Страсти Христовы | Человек, который изменил мир

автор Денис Данилов | 07.04.2004

Съёмки картин о жизни Иисуса Христа всегда считались весьма рискованным и сложным предприятием. Должно быть, именно по этой причине самые амбициозные и талантливые режиссёры мира считали своим долгом принять и достойно парировать этот вызов. До сих пор до нас доходят отголоски грандиозного скандала, разгоревшегося вокруг ленты Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». А между тем, картине исполнилось уже без малого семнадцать лет…

Лига утверждала, что вину Гибсон взвалил на евреев, и обвинения нельзя было назвать беспочвенными. Отец режиссёра написал в своё время ряд трактатов, в которых открыто называл сожжения еретиков «актами милосердия», Второй Ватиканский Совет – «Масонским заговором» и отрицал факт Холокоста.

Сам Гибсон, впрочем, ревностно защищал детище: «Я подчёркиваю, что ни я, ни мой фильм, не несём антисемитские убеждения. «Страсть» - фильм созданный для вдохновения, а не оскорбления. Моя цель перенесения этой истории на экран состояла в том, чтобы создать произведение искусства и зародить мысль о глубокой вере среди зрителей различного вероисповедания (или его отсутствия). И ни в коем случае я не ненавижу евреев. Они мои друзья и партнёры, как в работе, так и в личной жизни. К счастью, крепкая дружба, длящаяся десятилетиями, не рушится нелепыми инсинуациями. Антисемитизм не только противоречит моим личным убеждениям, но и противоречит основной мысли моего фильма. Тем, кто интересуется его содержанием, говорю: это рассказ о страстях и смерти Христа, изложенный в четырёх Евангелиях Нового Завета».

Мел Гибсон даже делал ряд заявлений, что в работе над фильмом его направлял Святой Дух. Он утверждал, что Высшая Сила была столь велика, что мусульмане и агностики, работавшие на картине, обращались в христианство. «Я действительно чувствую, что вся моя карьера шла к этому фильму», говорит он. «Святой Дух творил на картине через меня, я лишь направлял движение. Я надеюсь, что фильм имеет власть проповедовать христианство».

Первая хорошая новость для Гибсона пришла лишь в конце лета 2003 года с Австралийской Киноконвенции, проходящей в Мельбурне, где присутствующим был продемонстрирован четырёхминутный ролик ленты. Киновладельцы тепло отреагировали на просмотренный рабочий материал, но даже это ни сколько не повлияло на положение дел на американском рынке.

13 октября скандал достиг национальных масштабов. Newsweek Magazine разместил на своих страницах материал, освещающий проблемы Гибсона с прокатчиками. Картина, до выхода которой на экраны осталось более четырёх месяцев, сумела вызвать столько споров и спровоцировать такое враждебное внимание, что крупные студии одна за другой дали отказ Icon Productions, опасаясь протестов, гневных писем и бойкотов.

«Это весьма отягчающее обстоятельство», - говорит глава одной из студий. «Даже если фильм и соберёт какие-то деньги, всё равно он не станет новым «Титаником»».
«И даже если фильм и не заслуживает всего этого», - добавляет ещё один участник событий, « всё равно эта шумиха будет использована в политических целях».

Студия Гибсона Icon Productions не искала покупателей фильма до завершения его съёмок, а просто хотела подождать, кто постучится к ним с предложением. Однако мейджоры не пошли на риск. Icon получила предложения лишь от маленьких независимых компаний без общественных акционеров, которых могли бы затронуть бойкоты и протесты. «Компании, которым нечего терять» - как выразился один из продюсеров.

Главным претендентом на дистрибуцию теперь стал Newmarket, выпускавший «Помни». Он сделали официальное предложение. Lions Gate и Miramax также выразили интерес к картине и захотели посмотреть его. Однако Miramax фильм может оказаться не по зубам, поскольку родительская компания – Disney Pictures – не любит скандалов.

Из лагеря Гибсона не поступило никаких известий о сделке, за исключением дежурной фразы, что «это произойдёт в ближайшее время». Возможно Icon, прокатывающая большинство фильмов Гибсона в Австралии и Великобритании, решит заняться американским кинопрокатом самостоятельно.

Тем временем, пресса, следящая за событиями, в особенности New Yorker, делавший акцент на твёрдых религиозных убеждениях Гибсона, нанесла некоторый ущерб его репутации. В то время как он остаётся одной из самых востребованных звёзд в истории, некоторые его нелицеприятные общественные заявления сыграли против него в кинопромышленности, где преобладают либералы. «Люди поговаривают, что Мел совсем сошёл с ума», - говорит один из ведущих продюсеров. А глава студии добавляет: «Люди чувствуют, что его герой из «Смертельного оружия» не слишком то отличается от него настоящего».

В конце октября мытарства Гибсона закончились – Icon Productions подписали контракт с Newmarket о дистрибуции фильма на территории США. По условиям сделки, Icon Productions сохраняет за собой все права на картину, а Newmarket получает процент со сборов. Премьера фильма, сменившего название на «Страсти Христовы», назначена на День Покаяния, приходящийся на 25 февраля.

Тогда же появилась любопытная информация, так и не получившая официальной огласки – в Риме Джима Кэвизела поразил удар молнии! Продюсер Стив МакИвити прокомментировал: «Я находился на расстоянии около 100 футов от него. Когда я оглянулся, то увидел, как молния выходит из уха Джима». К счастью, Кэвизел не пострадал от удара. Интересно, если съёмки были закончены несколько месяцев назад, то что делал Кэвизел в Риме? Неужели, затеяли пересъёмки?

Очередной скандал грянул 18 ноября, когда весьма уважаемое издание New York Post, разместило на своих полосах провокационный материал. Репортёрам газеты удалось раздобыть копию «Страстей», и редакция устроила закрытый просмотр для представителей разных религиозных учений. На скрининг были приглашены раввин, католический священник, профессор христианского университета, случайным образом выбранный читатель-баптист и штатный газетный кинокритик. Большинство отзывов было негативно – все ссылались на «излишнюю страсть Гибсона к кровопролитию».

Американские федеральные власти незамедлительно начали расследование факта попадания во владение New York Post незаконной копии ленты Гибсона. Согласно сведениям Washington Post, это была черновая монтажная копия, с существенными сокращениями, с временными английскими субтитрами, без титров в начале и конце и в дальнейшем подлежащая значительным изменениям. Адвокат Гибсона заявил, что режиссёр рассматривает возможность подачи гражданского иска.

Развязка истории с New York Post наступила только в начале марта – Icon Productions предъявила иск компании, тиражировавшей «Страсти Христовы» для кинопроката. Причиной для подачи иска называется факт изготовления трёх копий фильма служащими компании, сделанных, по их словам, исключительно для частного просмотра, и попадания одно из этих копий в руки репортёров New York Times, которые посмотрели картину вопреки желанию Icon.

После известия о незаконном скрининге ведущей американской газетой незаконченного фильма, Мел Гибсон сам показал картину ведущему евангелисту Билли Грэму. Свои впечатления Грэм описал так: «После просмотра картины, я чувствовал себя так, словно действительно побывал там. Я рыдал. Я сомневаюсь, была ли когда-либо столь красиво и драматически рассказана история смерти Христа и его воскрешения».

В декабре продюсер Стив МакИвити отбыл в Италию для организации частных просмотров Ватиканским и другим высшим католическим чинам, встревоженным негативной реакцией, которую вызвал фильм в еврейских и христианских кругах. Позднее МакИвити сделал сенсационное заявление для прессы – с его слов, Папе Римскому так понравилась картина, что он сказал: «Именно так всё и было».

Столь высокая оценка не могла не подогреть и без того огромный интерес к ленте, и в Интернете открылся первый фэн-сайт картины. Вскоре среди киноманов прошёл слух, что и сам Гибсон снялся в эпизоде-камео, в роли человека, вбивающего гвозди в руки Христа. Слух был инспирирован кадром со съёмок, на котором был изображён Гибсон, склонившийся над распятым Кэвизелом. Позднее уточнялось, что в кадре присутствуют лишь руки режиссёра, но верить этому, или нет – личное дело каждого.

Предпремьерный месяц выдался не менее горячим, чем осень 2003-го. Сперва личный секретарь Папы, архиепископ Станислав Дживич, присутствовавший на просмотре в личных покоях Папы, опроверг заявление МакИвити, сказав: «Это не правда. Я ясно сказал МакИвити и Мичелини, что Святой Отец не сделал никакого заявления».

А затем Мел Гибсон признался, что его сценарий базировался не столько на Евангелиях, сколько на «реинтерпритации», как написано в дневнике монахини Сестры Энн Кэтрин Эммерих, жившей в IXX веке, чьи иногда слишком ярые антисемитские видения включали детали, не упоминаемые в Евангелиях.

После такого обилия бурных событий, всё, и не только Гибсон, с замиранием сердца ждали 25 февраля. И премьерный уикенд стал сенсацией – при бюджете в $30 млн. только в первый день проката «Страсти Христовы» собрали 26,5 млн.! Всего же, по итогам уикенда, в копилке «Страстей» оказалось 76 млн., а на сегодняшний день касса составляет 330 млн.

Критики, правда, отмечали несколько выделяющуюся натуралистичность сцен бичевания, но они полностью вписывались в гибсоновскую концепцию. Сложнее дело обстояло с распятием, где мнения разделились. Одни, ссылаясь на иконописные материалы, утверждали, что Христа распинали на уже вкопанном в землю кресте, и приколачивали отнюдь не ладони, а запястья; другие защищали Гибсона, аргументируя его решение поздним периодом изобразительного искусства, когда распятие как казнь, уже было упразднено, и произведения создавались исходя из эмоциональной нагрузки.

Вот, что пишет об этом специалист по церковной археологии, преподаватель Свято-Тихоновского Богословского института Олег Ульянов на сайте Страна.ру:

«Распятие, через которое Христос принял искупительную смерть за грехи многих, было самой позорной казнью, которой не знал иудейский закон. Иудаистское уголовное право того времени, записанное в мишнаитском трактате «Санхедрин» (синедрион), знало четыре смертные казни: побиение камнями, сожжение, смерть от меча и удавление. Практиковалось также и «повешение на древе», но только после совершенной казни, для увеличения позора. Поскольку иудеи были лишены римлянами «права меча» (право выносить смертный приговор), то Христа осудили на крестную казнь по римским законам. Обычная форма такого судейского приговора звучала так: «Иди на крест!».

В фильме «Страсти Христовы» Спасителя распинают навзничь на лежащем кресте, а затем уже его поднимают и укрепляют крест в земле. На самом деле, судя по дошедшим до нас историческим источникам, Распятие происходило совершенно иначе. Дело в том, что Христа поднимали на вбитый заранее в землю крест. Поднять до вершины и прибить гвоздями тело живого человека - очень нелегкое дело, для этого требовались некоторые приспособления. В связи с чем, к перекладине креста приставлялись лестницы, на них поднимались двое из исполнителей казни и при помощи веревок поднимали осужденного, а оставшиеся внизу помогали им.

Прежде поднятия до надлежащей высоты и для того чтобы тело распятого имело больше опоры на кресте и своей тяжестью не оторвало рук от гвоздей, на середине вертикального столба прикреплялся дополнительный брус или рог. Он служил своего рода седалищем для распятого, с чем в исторической традиции связаны такие выражения, как «сидеть на остром кресте», «воссесть на крест», «почить на кресте». Они есть в большинстве языков, в частности, на латыни «Cruce sedere», что переводится как «воссесть на крест».

О том, что Иисус был распят уже на укрепленном в землю кресте, свидетельствуют такие древние церковные и исторические авторитеты, как Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Нонн. Все они говорят о том, что распятие происходило на укрепленном заранее в землю кресте. О таком способе распятия есть достоверное свидетельство историка того времени Иосифа Флавия, который сообщает о помиловании юноши Елеазара после того, как тот был «поставлен его крест». Крест был невысоким, и ступни распятых находились недалеко от земли. Готовый крест перед казнью вкапывали нижним концом в землю, чтобы он прочно стоял в вертикальном положении, а не как показано в фильме Гибсона, где крест поднимают и вкапывают в землю вместе с прибитым к нему осужденным».

Киноманские форумы забурлили обсуждениями ленты, а некоторые из высказываний были просто комичны. Кое-кто даже заявлял, что не прочь посмотреть сиквел! Газета Guardian опубликовала шуточный материал, именуемый кратким англо-арамейским идиоматическим словарём, в котором приводился перевод таких дежурных фраз, как «Выключите, пожалуйста, Ваш мобильный телефон!» и «Я должен отмыть руки от попкорна…»

Один из новостных сайтов запустил утку о планах Гибсона, согласно которым он открыл подразделение Icon Productions, ориентированное на производство религиозных фильмов, и первым проектом которого призван стать сиквел «Страстей» с рабочим названием «Иисус II: Воскрешение».

А тем временем, «Страсти Христовы» добрались и до России. В середине марта был устроен закрытый просмотр для представителей православной церкви, которые на удивление тепло приняли картину, а 7 апреля состоялась двойная премьера картины. Зал «35мм» принимал православных гостей, а «ЦДЛ» устроил светскую вечеринку.

«Страсти Христовы» – первая картина с субтитрами, выходящая в столь широкий прокат. Уверены, что её ждёт великая судьба, а для себя отметим, что лента Мела Гибсона вполне достойна того, чтобы стать главным «Оскаровским» лауреатом 2005 года.

страницы 1 2
теги: про Кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Страсти Христовы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.