![]() |
|
|
![]() |
Первый после Бога | Капитанавтор Александр Голубчиков | 03.11.2005«Первый после Бога» оказался едва ли ни единственным полнометражным кинопроектом, посвященным подвигу советского народа в Великой отечественной войне, который выходит на экраны в год 60-летия Победы. Это история о капитане Северного флота, в которой легко угадывается судьба Александра Маринеско, названного Гитлером его личным «врагом номер один». О том, что главный герой списан с командира подводной лодки «С-13», капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско, создатели картины упоминать не забывают, но настаивают, что он стал только прототипом. Ведь не биографическую картину делали, а полотно о героях, защитниках Родины. Зачастую безымянных. Александр Маринеско, командуя подводной лодкой, в районе Данцигской бухты 30 января 1945 года потопил немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого было свыше пяти тысяч солдат и офицеров нацистской армии. А спустя десять дней отправил на дно вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен», погубив еще три тысячи человек. Но награжден за подвиг не был. Причиной тому – инцидент, произошедший в 1944 году в гостинице финского города Турку и страшно разозливший командование. Маринеско и начальник плавбазы «Смольный» Лобанов загуляли в ресторане на иностранной территории. Командование прознало о самовольной отлучке офицеров и прислало к ним посыльного. Но, повинуясь пожеланию приглянувшейся ему хозяйки гостиницы, Маринеско в грубой форме отправил посильного восвояси и до утра удалился со своей спутницей в номер. В итоге Лобанов оказался на передовой, а Маринеско ушел в поход с напутствием без победы не возвращаться. Он не понес наказания, поскольку заменить его было некем. Однако вернувшись в порт после потопления двух германских лайнеров, вместо Звезды Героя получил лишь орден Красного Знамени – из победы вычли провинность в гостинице. ![]() Лодка не удостоилась звания гвардейской (только краснознаменной), экипаж не был награжден по заслугам. За своенравие Маринеско разжаловали, а позднее дважды осудили по довольно спорным обвинениям, что надолго вычеркнуло его из книги почета советского Военно-морского флота. Не в последнюю очередь пропаганда умалчивала о его заслугах по причине дворянского происхождения, а звание Героя Советского Союза он получил посмертно только в 1990 году – единственный, кто удостоившийся этой награды за заслуги в Великой Отечественной войне после 1960 года. Впрочем, таких героев было много, а Маринеско вошел в историю благодаря подвигу в бухте близ Гдыни. Основная часть съемок фильма проходила в Мурманске и городе Полярный. В специальном ангаре построили интерьер, а макет весом в 17 тонн разместили на субмарине «Вологда». Изготовили его плавмастерские Кольской флотилии по эскизам художника, сделанным по чертежам местного музея. Приварили на славу – с тем чтобы лодка и в море выйти могла, и небольшой шторм выдержать, и пушка 1944 года, размещенная на ней, стреляла.
![]() «Все приборы в интерьере подводной лодки были настоящие. Мы их по всему Кольскому полуострову собирали, – говорит режиссер картины Василий Чигинский. – Было сделано все возможное и невозможное, чтобы создать абсолютно реальную картину. Тщательно, до мельчайших деталей выверялась одежда героев – форма военных моряков того времени». «Мы все не просто работали – мы жили этим фильмом! Но были и те, кто мешали картине появиться на свет, – рассказывает продюсер ленты Михаил Калатозов. – Мы рассчитывали снять главные сцены боев в августе-сентябре. Командующий Кольской флотилией Высоцкий обещал: «Мы вас на руках носить будем. Ведь вы про нас, про флот снимаете». Но на нашу беду к началу съемок Высоцкий получил назначение с повышением, и нам предстояло иметь дело с Русаковым, перед должностью которого стояла одна маленькая приставка – «и.о.», то есть «исполняющий обязанности». И в голове у него была одна идея – эту приставку убрать. В этом он, безусловно, преуспел. Русаков понимал, что каждый выход в море кого бы то ни было сопряжен с риском – что-то может произойти. Поэтому решил буквально привязать корабли. Этот человек сделал все, чтобы в море мы не вышли. Так мы потеряли полтора месяца, за которые не сняли ни одной морской сцены, а за простой дорогостоящей техники заплатили. Морские сцены нам удалось снять только в ноябре. В это время в этих краях Полярная ночь. Световой день около двух часов. У нас не было права на ошибку. Но Провидение помогло нам, и на какое-то время с моря ушли ветер и шторм. И мы снимали. Температура воздуха была –25 и ниже. Боялись, что кто-то упадет за борт – человек не живет в такой холодной воде больше двух минут. Нам помогали спасатели, моряки противодиверсионных сил в специальных гидрокостюмах. Эти ребята сохранили дееспособность и дисциплину – настоящие военные. Мы много снимали с вертолета. И был с нами пилот, сорвиголова, бывший афганец. При необходимости он сажал вертолет на скалы. Ураганный ветер, прибои, волны снимал. Он мог все!»
![]() Спецэффектами для картины занялась уфимская студия «Муха». На их счету работа над фильмом «День хомячка», создание видеоклипов для групп «Алиса», «Глюкоза», «Total» и серии роликов «Буратило» для канала MTV. В «Первом после Бога» помимо превращения бороздящих акваторию современных судов в миноносцы и эсминцы времен Второй мировой стояла задача создания «трехмерной воды». Балтийское море должно было выглядеть реалистично – как на поверхности, так и под водой, – чтобы динамика походила на настоящую: пенный след от перископа, буруны от торпед и брызги от идущей лодки. Подводные съемки субмарины, пуски торпед, подводные взрывы… Создавать все это средствами компьютерной графики – единственный способ продемонстрировать на экране. Зрительский интерес к тематике подводных сражений, вспыхнувший в связи с трагедией на атомоходе «Курск», за минувшие годы не угас, доказательством чему – успешно прошедший в прокате фильм Владимира Хотиненко «72 метра». К тому же масштабное кино о временах Великой Отечественной после «Звезды» не снимали.
![]() Осень получилась в российском прокате богатым на военные фильмы – вслед за «9 ротой» на экраны выходит «Первый после Бога». И кто победит в этом состязании, будет решать зритель. ![]()
читать также: все новости о фильме Первый после Бога
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |