На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на фильм «Червь» Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи

Рецензия на фильм «Червь»

автор Мария Гросицкая | 01.07.2006

Стараниями отца Сергей был воспитан «настоящим мужчиной», однако соответствовать благородному идеалу в современной России – оказалось делом странным. Сергей работал на спецслужбы, бороздя просторы Интернета, и за время своей работы многим успел причинить вред и основательно порушить жизнь. Делать это ему позволяли остатки отцовского воспитания – желание служить своей стране, быть полезным, доказать свою силу и ценность. Однако в конце концов его настигло разочарование, которое заставило Сергея с треском вырваться за рамки системы и удариться в бега. Позади у него – неотступная и безжалостная погоня. А впереди – целый мир, с разными людьми, характерами, судьбами, среди которых затерялся один, доселе совсем неведомый человек: он сам.

«Обретение души»

Фильм Алексей Мурадова открывается примечанием: «Червь – разновидность компьютерного вируса, который направлен не на уничтожение информации, а на ее несанкционированное использование». Это небольшая подсказка, которую дает режиссер, словно бы сразу предупреждая: без подсказки вам не обойтись… «Червь» - это фильм-загадка. Пересказывать его можно на разные лады, но все эти вариации будут одинаково далеки от истины. Дело в том, что сюжет тут – совсем не главное. Гораздо важнее – то сомнение, которое фильм поселяет в зрителе. Сомнение в том, что стены непроходимы, а собственный маленький мирок – безопасен и защищен. Мурадов создал почти материальный образ червя, опровергнув идею нерушимости любых границ. В этом смысле «Червь» ближе к психологическому фильму ужасов, чем к детективу, за который его подчас пытаются выдать. Впрочем, никакого определенного жанра у картины нет, и это явно входит в режиссерский замысел.

Пространство фильма как будто дышит и вибрирует перед глазами: эпизоды вторгаются один в другой, время и место действия расслаиваются, герои меняют обличия… Сам зритель на время просмотра превращается в червя, вкручиваясь в многослойную почву этой картины. А слоев, если вдуматься, три. Первый – связанный с детством героя: черно-белая, четкая история, с фигурой отца в центре и с акцентом на силу, прямоту, честность и веру в будущее. Вторая – ситуация путешествия Сергея по России, которое справедливее было бы назвать бегством. Судя по всему, глобальное разочарование, опустошение – толкнули Сергея на то, чтобы уйти в бега. На своем пути он встречает людей, в которых на время перевоплощается (то самое «несанкционированное использование»), чтобы пойти дальше и на следующем повороте вновь сменить маску. Убежав, кажется, на край света, Сергей поселяется в доме, где из окна каждый день наблюдает спортивные тренировки молодой женщины. Эта героиня – сильная, закаленная, бескомпромиссная и молчаливая, символизирует саму суть Сергея, воспитанную в нем еще в детстве. Тот стержень, который недавно оказался поломан. Спортсменка привыкла никогда не проигрывать, но однажды ночью она оказывается побеждена и тяжко избита. После этого происходит их встреча с Сергеем, обретение героем своей души, которой он поможет ожить. И так фильм переходит к третьему пласту – к финальному мотиву, когда вина кажется искупленной, ошибки остаются позади, а впереди ждет настоящее (больше не виртуальное) море. Бушприт для корабля – крылатая женщина, упирающаяся грудью в морские ветра – это и есть итог путешествия Сергея. Его душа сбросила с себя все грязные путы, освободилась, обнажилась и в то же время приобрела наконец-то форму!

Картину Мурадова – единственный российский фильм на основном конкурсе Кинофестиваля – не стыдно ставить в ряд с австрийскими, итальянскими, французскими участниками. Глубиной замысла и оригинальностью его воплощения «Червь» явно превосходит некоторые и них. Время снова задаться вопросом, который прозвучал на пресс-конференции с жюри фестиваля уже неделю назад: в последние годы Россия победила на ММКФ два раза подряд. Стоит ли ей рассчитывать на третий? Скоро станет ясно.

теги: Дневники фестивалей

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.