На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на фильм «Призраки Гойи» фильм Призраки Гойи Рецензии
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Рецензии > фильм Призраки Гойи

Рецензия на фильм «Призраки Гойи»

автор Мария Гросицкая | 04.05.2007

Сюжет: На рубеже XVIII-XIX веков Испания переживает ряд тяжелых катаклизмов. Свидетелем и невольным участником трагических событий этого времени становится художник Франсиско Гойя (Стеллан Скарсгард). Его модель, девушку по имени Инесс (Натали Портман), по обвинению в ереси хватает инквизиция. Попытки художника, с помощью своего влиятельного друга, брата Лоренцо (Хавьер Бардем), вызволить Инесс из темницы оканчиваются неудачей. Проходят годы, в Испанию вторгается армия Наполеона, а Гойя в результате болезни теряет слух. Теперь судьба готовит художнику встречу с призраками прошлого.

«Портрет эпохи»

Вопреки названию, в новом фильме Формана мало призрачного. Яркие краски, монументальные декорации и тяжеловесная прямота авторской идеи – все это лишает «Призраков» какой бы то ни было связи с потусторонним миром. Картины Гойи фигурируют здесь в качестве факультативного художественного средства и служат цели придать большую объемность смутной эпохе. Пространство творческих фантазий художника, его почти мистических откровений, остается не освоенным ни на пядь. Гойя в фильме – удобный персонаж для выражения позиции режиссера: позиции скорбящего наблюдателя. Время идет, меняются властители, эпохи, идеологии. Течение истории выбирает новое русло, не заботясь о судьбах отдельных людей, которых уносит потоком и погребает на дне. Что может художник? Лишь наблюдать, горестно качая головой, и фиксировать с максимальной точностью все происходящее. Как если бы он был лишь историком, отказавшимся от объективности.

Что касается режиссера, то он от объективности не отказывается, а напротив, плавно к ней приходит. В «Призраках Гойи» мы можем наблюдать странный синтез между отголосками нонконформизма прежнего Формана и исторической беспристрастностью Формана нового, который снимает свой фильм после семилетнего перерыва. С одной стороны, режиссер остается верен себе. Достаточно одного взгляда на его инквизиторов, и с их демонически-мрачными физиономиями и нелепыми обвинениями, чтобы понять, как Форман ненавидит безмозглую систему, ломающую жизни людей. Не меньше, чем 30 лет назад, когда в его фильме МакМерфи остервенело душил медицинскую сестру. Но чем больше проходит экранного времени «Призраков», тем тише звучит голос обвинителя. Система рушится под натиском другой системы, мир по-прежнему полон лжи и насилия, и потерянного не вернуть: полубезумная старуха Инесс уже никогда не станет прежней красавицей. С этим остается только смириться. Что же остается в сухом остатке? Скучный вывод о том, что история – явление сложное: есть в ней место жестокости, есть место и справедливости, и все идет своим чередом. Едва ли это станет самым неожиданным открытием в жизни любого зрителя.

«Призраки Гойи» предстают картиной масштабной, визуально богатой, стройно выстроенной, но при этом – довольно бедной в эмоциональном плане. Виной тому – отсутствие протагониста. Ведущие персонажи фильма – Гойя, Инесс, Лоренцо – то выходят на первый план, то, в прямом смысле, уходят в тень: исчезают из страны или теряются в подземелье. Их можно назвать главными героями, но в то же время их роли ни на минуту не перестают быть эпизодическими. Такой уж ракурс выбрал режиссер: история, показанная в фильме – всего лишь мимолетный эпизод Истории. Может быть, из-за этого менее эффектной выглядит актерская игра, хотя и Портман, и особенно Бардем работают на высоком уровне.

Режиссер мастерски разрабатывает в своей картине проблему личности и истории, сплетая судьбы своих героев с судьбой Испании рубежа XVIII-XIX веков. Здесь Форман по-прежнему далек от тривиальности: вопрос не сводит к влиянию исторических перемен на конкретного человека. Люди рассмотрены в фильме как молекулы истории, как ее составные части, движущая сила и одновременно зеркало. Гойя запечатлевает своих современников на картинах. Время меняется, картины остаются. А их персонажи становятся призраками, печальными видениями перед глазами оглохшего художника. Трагическая связь между тенями, которые когда-то были людьми, и фигурой Гойи отчетливее всего чувствуется в последнем эпизоде фильма. Маленькая похоронная процессия, состоящая из повозки с телом казненного и пляшущих вокруг детей, идет по пустой средневековой улочке. Завершает шествие одинокая фигура художника. Все это, совершенно неожиданно, больше напоминает финал бергмановской «Седьмой печати», чем сцену похорон из «Амадея» самого Формана.


в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Призраки Гойи

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.