![]() |
|
|
![]() |
![]() Рецензия на фильм «Воздух» – авторское, независимое кино, снятое по всем канонам дорогостоящего блокбастераавтор Родион ЧемонинСюжет:
Корить кинокритиков за малочисленные рецензии на фильм «Воздух» не стоит. Да, фильмы Германа-отца и сына убаюкивают своей ритмикой невзирая на действие внутри кадра, поэтому если и пишут, то словно или не видели картину, или не знают, о чём писать (но написать надо и, желательно, похвально). Так и выходят статьи или про технологическую составляющую, или пересказывающие сюжет из пресс-релиза. ![]() Про технологии все всё видели, один из продюсеров картины Константин Эрнст задействовал свои огромные информационные ресурсы для того, чтобы каждый человек в этом мире знал, что у нас снимается кино уровня «Мандалорца» (только спин-офф о герое «Звёздных войн» - это телесериал, а у нас большое кино, существенная разница. По телику такого не увидишь). Но зато благодаря большой рекламной кампании, все знают, что в апреле 1942 года для защиты Дороги жизни на Ленинградском фронте в специально собранный авиационный полк под командованием подполковника Алексея Астафьева (Сергей Безруков) присылают едва ли не девочек, которым предстоит заменить погибших пилотов-мужчин. Значит, главный посыл фильма - чтобы знали, кто спасал жизни советских людей - уже достигнут, но хотелось бы и погружения в историю. ![]() Это на поверхности. Теперь глубже. Командует девочками Рита (Елена Лядова), когда-то любимая женщина Алексея, но их развела война, и то, что они встретились в неподобающем для любви месте и времени - драма, которая неизбежно приведёт к трагедии. Это один сюжет. ![]() Второй сюжет - собственно, о девочках. Там все прекрасны и по замыслу, и в кастинговом решении. Среди них выделяются трое: неопытная Маша (Кристина Лапшина), романтичная натура Катя (Аглая Тарасова) и целеустремлённая Женя (Настя Талызина). Они щебечут о любви и поцелуях, учатся выщипывать брови, посматривают на молодых пилотов, но если надо, отобьют свои машины, заступятся за собственные профессиональные качества, перед мужским кулаком не дрогнут. ![]() Главным опасением перед просмотром было то, что лента может пострадать, как и многие другие фильмы об авиационном соперничестве (не только российские и не только о войне), от непонимания, что происходит на экране. Ведь зачастую в таких картинах на экране творится сумбур: где наши, где враги, кто в кого стреляет, кто падает, а кто остаётся. В «Воздухе» эта проблема решена одновременно просто и одновременно кардинально. Здесь много крупных планов, которые отвечают и за сложность актёрских задач, и за операторскую работу (надо же показать, что происходит не только в кабине, но и дальше, и над, и за), и за драматургическую составляющую. Потому что это кино не про самолёты, фильм про людей и для людей, недаром Женя Белова несколько раз за фильм задаёт несколько наивный, но важный вопрос: что важнее, Родина или человек? Эпизод, в котором героиня в кабине читает монолог, а в это время мы видим, как вдалеке к ней тихо подбирается вражеский самолёт, превращаясь из ничего не означающей точки, погрешности в кадре, до большой угрозы, пробирает до косточек. Так что здесь всё понятно, кто летает, за кого переживать, почему и что происходит. ![]() Алексей Герман, ранее представлявшийся зрителю как камерный режиссёр, в «Воздухе» рисует большое полотно широкими мазками. Дело не только в батальных сценах. Фильм открывается несколькими длинными кадрами, в которых на огромном поле разворачивается расстрел вражеской авиацией наших солдат, прикрывающих мирное население. Такая интонация, при которой за одним упавшим солдатом оказывается бредущий по полю ребёнок, и хочется крикнуть: «Да куда ж ты прёшь!» - сохраняется режиссёром до конца. От острой тишины до оглушительного взрыва проходит сотая доля секунды, от мирного развешивания белья до команды «От винта!» несколько шагов. К этому трудно привыкнуть, как трудно привыкнуть девочкам в фильме. ![]() И вот здесь на первый план выходит Женя, полностью отвечающая даже не за сюжет, а за всё. Её глазами мы видим войну. Она - Вергилий, проводник в аду. Вот Сталинград, где детское лицо Насти Талызиной тонет в крови, грязи, засыпается песком, перемолотыми частями тел. Вот партизанский отряд в тихом лесу, где старики учат детей обращаться с оружием, а мальчики лет десяти здороваются с Женей на «Вы». Вот Ленинград, в котором живые страшнее мёртвых, босховские лица на улицах сменяются на копиистов в Эрмитаже и на тихих полуспящих, почти уходящих от нас зрителей концерта. Или вот Женя светлая от любви и светящаяся от радости за победу в Сталинграде. ![]() Но и не только это. Женя - это тоже сюжет. Недаром титры постоянно указывают временные метки, которые мы считываем, как промежутки от одной Жени Беловой к другой Жене Беловой. От первого вылета, когда она не нажала на гашетку, потому что «не может в живое», до угрожающего ей трибуналом Астафьева, если та не выстрелит в лошадь. От Жени, впервые сбившей врага, до Жени, капризно просящей рисовать аккуратнее очередную звёздочку на самолёте. Но на войне расплачиваются даже за подвиги, так и Женя: она не переправит чужого ребёнка, за время полёта едва не ставшим её собственным, она не убережёт любимого мужчину, она не сможет обрести счастье. Потому что смерть - это смерть. Воздух есть воздух, никому нельзя в живое. ![]() Этим «Воздух» отличается от лоснящегося от CGI «Сталинграда» Бондарчука или мерно жужжащего «Дюнкерка» Нолана. Поэтому гадливо читать комментарии, вроде «опять сняли чернуху», «как всегда, немцы в шоколаде, а мы в говне», «когда же мы научимся снимать войну», «ушёл, даже не досмотрев», «а вот раньше…». А вы думали, как сегодня снимать войну? Как боевик? Как приключение? Только так: без оглядки, зажмурясь от страха за девчонок, с кровью и маслом, горящим под ногами, в почти монохроме (отличная работа художников!), с девичьими слезами: «самолётик, миленький, лети, пожалуйста» - и женскими у могилок: «звёздочки вы мои»… ![]()
читать также: все новости о фильме Воздух
| ||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |