|
|
Они его породили…автор Александр Голубчиков | 31.12.2008Итоги кинопрокатного года-2008 вслеляют чуть больше оптимизма на скорый выход из кризиса в индустрии. В прокат вышло 79 картин отечественного производства. Совокупный заявленный бюджет выходивших в прокат лент составил 221,5 миллион долларов, а сборы российских картин в прокате достигли отметки 213,2. Это уже лучше, чем было годом раньше, но только на первый взгляд. Кто же вытягивал на себе отрасль, а кто тянул ее обратно в финансовую бездну? Попробуем разобраться. За весь год мы ни разу не заговорили в наших новостях о кризисе, который нанес удар по Российскому кино. И правда, а о чем было писать? О том, что прекращено производство полусотни кинолент? Среди них не нашлось достойных упоминания — они с тем же успехом могли выйти в другое время или вообще не выходить. Тех же картин, которые имеют прокатный потенциал секвестрование бюджетов никак не коснулось: а Герман по-прежнему работает над «Историей арканарской резни», а Михалков возделывает ниву патриотического кино с «Утомленными солнцем 2 и 3». Писать о том, что заморожено производство мультипликационной ленты «Лягушачий рай» от продюсера «Кода апокалипсиса» Сергея Баженова? Поверьте, от этого лучше будет только «Лягушачьему раю» — когда созреют, тогда и доделают. А господин Баженов не останется без прибыли, он развивает модное направление инновационных технологий, щедро финансируемое из федерального бюджета. Замороженный футбольный 3D-мульт «Сапсан» тоже вовремя сошел с дистанции. Мы уже видели один «первый российский». Теперь торопиться некуда. Очевидные ошибки первопроходцев увидели все и нужные люди с должным упорством их исправляют. Разве что печальна безвременная кончина проекта «Боги зеленой планеты», но и на нее, со временем, найдется свой реаниматор. Как только у Тимура Бекмамбетова дотянутся до него руки, проект задышит новой жизнью, как неожиданно воспрянул другой кинопроект, в производство которого, по слухам, вложился «Базелевс» (со временем расскажем об этом, как только это официально объявят). Так вот о кризисе. По сравнению с годом 2007, когда сумма затраченных на производство кинолент в России в три раза превысила сборы от этих лент в кинотеатрах, прошедший 2008 год оказался куда успешнее. До лета не проходило и месяца, чтобы бокс-оффис не взрывался от успехов очередного самопального блокбастера, да так взрывался, что по итогам года сборы с проката отечественных кинолент почти догнали вложенные в их производство деньги! Еще бы немного, еще бы совсем чуть-чуть, и кинобизнес в родных палестинах превратился бы в киноиндустрию. Да вот незадача, очень вовремя грянул кризис. Да, именно вовремя! Как раз в тот момент, когда инвесторы стали решать, куда надо вложить деньги так, чтобы получить от них прибыль, а не чтобы помочь друзьям или показать движение средств на счетах. Теперь будут считать каждую копеечку. Теперь люди, которые настолько высоко стали ценить свои таланты, что задирали планки гонораров до высот, сравнимых только с их гонором, будут, если решат оставаться в профессии, трезвее оценивать свою значимость в родном кинематографе. О них, героях прошлого года, которые своими именами собирали полные залы, и теми продюсерами, которые немного не рассчитали и растратили на производство своих полотен немалые средства, а их творения с трудом отбивали в прокате печать копий для их демонстрации в кинозалах, и поведают нижеследующие слова и цифры. Начнем с героев, продюсеров, чьи фильмы собрали наибольшие средства в прокате и на этапе проката себя окупили. (Здесь и далее мы подразумеваем, что фильм собрал в прокате сумму, сопоставимую с бюджетом. Хотя кинотеатры забирают себе до 50% кассовых сборов, сам факт выхода ленты в кинопрокат поднимает стоимость приобретения прав на нее для показа по телевидению и выпуск ленты на цифровых носителях (DVD, Blu-ray, online-rent). Кроме того, мы не учитываем размещение в картине product placement товаров и услуг, частично покрывающее затраты на кинопроизводство). Таких фильмов в 2008 году было 16, из них еще на этапе кинопроката окупили свое производство 6 картин (их сборы превысили заявленный бюджет в два раза) .
Несомненным главным героем 2008 года стал Константин Хабенский. Картины с его участием в главной роли собрали в уходящем году 85,7 миллиона долларов, причем две из них вошли в пятерку самых кассовых лент года (тут не учитывается анимационная лента «Мадагаскар 2», в русской версии озвучения которой Константин принимал непосредственное участие). Что же касается продюсеров, то успешнее других вложил деньги в дело Артак Гаспарян. Ему удалось, затратив на производство «Самого лучшего фильма» 2,2 миллиона долларов, собрать с ним в прокате сумму в двенадцать (!) раз большую!
Таким образом суммарный бокс-оффис кинолент, которые в прокате собрали, не менее, чем заявленный на производство бюджет, составил 181,8 миллиона долларов. При совокупных затратах на их производство в 67,3 миллиона. Неплохо для 16 кинокартин. А как обстоят дела с остальными 63 лентами местной сборки, доковылявшими до нашего проката? Довольно об успехах! Пора поговорить о тех, кому мы обязаны самыми низкими показателями по сборам. Кинолент, которых в отечественном прокате собрали менее 10% от затраченной на них в производстве сумме, насчитывается двадцать девять! На них затратили 65,1 миллион долларов, что сравнимо с лидерами проката. Но продюсеры распорядились ими так, что сборы лент в кинопрокате составили 2,77 миллиона долларов США. Разница с доходами безубыточников — 65,6 раз! Среди лент, представленных в таблице, следующей ниже, набралось 11 картин, которые в прокате не смогли даже окупить печать копий (если считать стоимость производства копии фильма для одного зала в 1500 долларов).
Но самое интересное мы оставили на закуску. Отнюдь не на все картины, вошедшие в список с печальной прокатной судьбой, были затрачены большие деньги. Куда любопытнее — это ленты, которые собрали в прокате суммы, несопоставимые со своими бюджетами. Продюсеры восьми фильмов в минувшем году затратили на производство суммы, более чем на три миллиона долларов превышающие сборы лент прокате. Еще бы чуть-чуть и в этот список вошли еще три картины, топтавшиеся у отметки в три миллиона между сборами и затратами — псевдославянское фэнтези «Русичи» с участием Сергея «Тарзана» Глушко, биографическая драма «Георг» об актере Георге Отсе и постановка по мотивам произведений Александра Грина «Бегущая по волнам». В защиту последней можно лишь сказать, что на деньги, вписанные в бюджет картины, Валерием Пендраковским была полностью переоборудована Ялтинская киностудия. Но разве от этого легче? Кроме того, в этом списке оказались две картины, созданные с привлечением отечественного капитала, как то: «Форсаж да Винчи» и «Ролли и Эльф». Первая снималась для международного рынка и в оригинале носила название «Охотники за сокровищами», но для проката картина его поменяла и была переозвучена в пародийной манере. Что касается анимационной ленты, то она была создана по мотивам скандинавских сказок на базе отечественной киностудии для международного проката и основательно переработана для нашего зрителя. Однако, поскольку позиционировались они как отечественные ленты, то и место им в списке отведено наравне со всеми.
Так с чем мы подошли к кризису? Начало 2008 года хотя и радовало владельцев кинотеатров хорошими сборами, у публики быстро привило иммунитет к понятию «отечественный блокбастер», что не замедлило сказаться на сборах — чем дальше отстоял выход картины от «Самого лучшего фильма» и «Мы из будущего», тем хуже были его дела в прокате. Перелом наступил осенью с выходом на экраны провокационного «Гитлер капут!». Похоже, после лета зрители приняли новые правила игры с российским кино, которое стало больше ориентироваться на отечественный менталитет, чем на голливудские кальки. Видимо по причине похожести на Голливуд, провалились и триллер «Тот, кто гасит свет», и хоррор «С.С.Д.», и боевик «Непобедимый» и детектив «Домовой». В этом же кроется и причина неуспеха боевика «День Д», продюсеры которого совершили маркетинговую ошибку, апеллируя к русскости и патриотизму, в то время, как сотворили калькированную версию «Коммандо». Обыграй они в ленте героя Пореченкова, как возвращение «Агента национальной безопасности», и касса была в кармане! Однако в свете наметившегося «самобытного» тренда успехи в прокате молодежной мелодрамы «Платон» и лирической мистерии «Тариф «Новогодний» надо признать весьма скромными. Начало кинотеатрального года 2009 ознаменовалось очередными блокбастерами, по сложившейся традиции представляющие лирический («Стиляги») и фантастический («Обитаемый остров») жанры, к которым примешалась лента для семейного просмотра («Любовь-морковь 2»). Январь будет жарким, а там и до лета родных блокбастеров хватит. А потом наступит осень. Тогда цыплят и будем считать. * данные о бюджетах и сборах публикуются по данным журнала «Кинобизнес сегодня»** Принято считать, что кинопрокатный год начинается с 1 декабря предыдущего и заканчивается 30 ноября текущего года. Таким образом, ленты, прокат которых начинается в декабре, записывается в прокатные отчеты следующего года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |