|
|
Мимо кассы. 30 российских продюсеров, фильмы которых не приносят прибылиавтор Сергей Лавров, Александр ГолубчиковНачалась осень, а с ней и выходящие каждую неделю российские фестивальные фильмы, которые с трудом собирают большую аудиторию. Мы решили выяснить, существуют ли в России продюсеры, чьи фильмы никогда не окупались в прокате и насчитали тридцать человек, которые ни разу за десять лет не смогли получить прибыль от проката своих фильмов. Причем среди них немало очень известных имен, и людей, которые выпускали отнюдь не фестивальные картины. Мы решили разобраться, как такое возможно? Продюсеры средне и высокобюджетных фильмов (более 5 млн).
Будучи генеральным директором кинокомпании «Югра-фильм» Олег Урушев позволил состояться дилогии Сергея Соловьева «Анна Каренина»/«2-АССА-2», анимационному фильму Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза», спродюсировал национальный экшн Олега Фесенко «Лед. Сага о Хантах. Югра», вышедший исключительно на экраны кинотеатров Ханты-Мансийского автономного округа. Фактически, вся поддержка кино с его стороны была сродни меценатству, правда, за государственный счет. После ухода его с поста руководителя компании, новое руководство ее обанкротило и заявило о многомиллионных хищениях, которые, правда, не были доказаны. Что в перспективе: Мы, очевидно, никогда не увидим фильма «Голова на плахе» Павла Чухрая по сценарию Александра Миндадзе — проекта об Александре Меньшикове, который был уже частично профинансирован, но так и не перешел в стадию производства.
Основатель WeiT Media Тимур Вайнштейн крайне успешен на телевизионном поприще — его компания владеет правами на несколько популярных телевизионных шоу, в числе которых «Один в один» и «Десять миллионов», выпускает пачками рейтинговые сериалы, а этой осенью на канале «Россия 1» стартует первый сезон «Родины» — ремейка ««Чужого среди своих»» (Homeland) — в постановке Павла Лунгина. Но с кинопроектами не задалось — спродюсированная им комедия «Если бы да кабы» вошла в тройку самых убыточных российских кинокартин. Прочие картины также не порадовали высокими кассовыми сборами, а анимационный фильм «Попугай club» вышел сразу на канале ТНТ, миновав киноэкраны. Что в перспективе: Съемки продолжения советского истерна Юлия Гусмана «Не бойся, Я с тобой. 1919» были завершены еще в 2012 году, но только в ноябре картина должна выйти на отечественные экраны. В дальнейших планах — комедия «Бармен», которую продюсер представлял на питчинге Фонда кино в 2013 году.
Учитель множества молодых дарований, вроде Таисии Игуменцевой, Екатерины Шагаловой, Юрия Быкова и Ивана И. Твердовского, сам не смог спродюсировать ни одного прибыльного фильма. Большие надежды возлагались сначала на «Край», потом на «Восьмерку», но даже экранизация популярного романа Захара Прилепина не смогла возбудить современного зрителя на подвиг похода в кино. Как результат — отчаяние и судебный иск в отношении Таисии Игуменцевой, которая поделилась чужой ссылкой на размещенный в Интернете собственный фильм «Отдать концы». Режиссер действовала из благих побуждений — если кто-то выложил фильм, значит его должны увидеть хотя бы ее друзья. В студии «Рок» решили иначе. Что в перспективе: Вскоре на экраны выйдет драма Юрия Быкова «Дурак», отмеченная на Кинотавре за лучший сценарий. Сам же Учитель готовится к съемкам драмы «Матильда Кшесинская». В планах же лента «Огни Большой деревни», «Стокгольмский синдром» и «Сокровища Ермака».
Молодой продюсер Антон Мельник, окончивший Институт практического востоковедения с темой исследования «Социально-экономические аспекты киноиндустрии в Индии» и магистратуру экономического факультета МГУ с темой исследования «История управленческой мысли в производстве услуг (на примере киноиндустрии)», под знаменем кинокомпании «Андреевский флаг» успел спродюсировать фестивальный хит Марии Саакян «Маяк», проект Сергея Бодрова «Монгол. Фильм первый» и режиссерскую работу своего отца «Новая земля». Формально «Монгола» можно было бы считать убыточным, если забыть о том, что международный кинотеатральный прокат принес 20 миллионов долларов и, очевидно, картина неплохо продавалась на носителях. Что же до «Новой земли», то этот фильм получил специальный приз жюри Кинотавра, как «Лучший коммерческий проект», но, увы, по факту таковым не стал, собрал в прокате лишь шестую часть своего 12-миллионного бюджета. Что в перспективе: С марта 2013 года в пост-продакшне находится новый фильм Александра Мельника «Территория» о советских золотоискателях на берегу Северного Ледовитого океана в 1960-м году. Проект профинансировали лидирующие компании нефтяной отрасли. Картина должна была дойти до проката в 2014 году, но, похоже, процесс затягивается, а дистрибьютора у нее по-прежнему нет.
Успешный актер и телевизионный продюсер Сергей Жигунов с кинопроектами весьма осторожен, но не всегда столь же успешен. «Код апокалипсиса», стоивший 19 миллионов, в России собрал 8 и еще 2,55 миллиона ему принес международный прокат (не считая продаж на носителях), так что шансы у фильма не только окупиться, но и принести прибыль, были. Но мы здесь считаем только сборы от кинопроката. Отдельного упоминания достойна экранизация романа Александра Дюма Три мушкетера, в которой Жигунов выступил, в том числе, и в качестве режиссера-дебютанта. Формально, фильм с треском провалился, собрав в прокате лишь десятую часть своего бюджета. Но стоит иметь ввиду, что картина изначально создавалась как телесериал, и 12 миллионов были потрачены по 1,2 миллиона на каждую серию. Учитывая тот факт, что десятисерийный проект купили для показа более чем в 21 стране, в числе которых Скандинавия, Бразилия, Мексика, Япония, Китай, Тайвань, вся Европа, кроме Англии, когда за каждую серию платят от ста тысяч до миллиона долларов, проект оказался более чем прибыльным. Что в перспективе: Никакой информации о новых кинопроектах Сергея Жигунова пока не появлялось.
Екатерина Маскина на протяжении долгих лет является продюсером фильмов Станислава Говорухина. Вероятнее всего, студия «Вертикаль» зарабатывает на производстве проектов для телевидения (многосерийный фильм «Грозовые ворота» и детективный сериал «Женская логика» регулярно показываются на телеканалах), но с кинопрокатом дела обстоят гораздо хуже. Что в перспективе: Нуар-триллер Станислава Говорухина «Weekend» через год после показа на Кинотавре, должен выйти на отечественные экраны в ноябре. Кроме того, готовятся к прокату детские фильмы «Тайна темной комнаты» и «Дневник мамы первоклассника». В монтажно-тонировочном периоде находится новая работа Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», рассказывающая о небольшом этапе жизни Сергея Довлатова.
Расцвет деятельности Сергея Зернова, как кинопродюсера, пришелся на период управления им Центральной студией научно-популярных фильмов «Центрнаучфильм», переименованной вскоре в «Центр национального фильма». За это время на свет появились два фильма Георгия Шенгелия, драма Дениса Нейманда «Открытое пространство», и несколько анимационных и документальных фильмов. Еще перед началом кризиса, Зернов сколачивал команду аниматоров-мультипликаторов, готовых работать в технике 3D-анимации, чтобы создать проект «Звездные собаки: Белка и Стрелка». В то время битва за аниматоров была нешуточная — в производстве находилось несколько крупных проектов (два из которых: «Лягушачий рай» продюсера Сергея Баженова и «Последний человек из Атлантиды» Александра Атанесяна, так и не были завершены). 22 июля 2008 года указом Президента РФ Дмитрия Медведева Сергей Зернов был назначен на должность директора Департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации, где и проработал до конца 2010 года, когда возглавил Киностудию им. Горького. Несмотря на то, что анимационные фильмы про Белку и Стрелку не приносят прибыли в прокате, они позволяют продюсерам неплохо заработать на лицензировании товаров, использующих изображение персонажей. К тому же продолжается производство многосерийного телесериала о звездных собаках, который позволяет поддерживать продажи. Что в перспективе: Следом за «Дочерью» — награжденной на Кинотавре-2013 за лучший дебют, но не получившей проката, мимо зрителя, похоже, пройдет залежавшееся на полке «Последнее лето», показанное на фестивале «Окно в Европу», хотя у этого фильма вполне мог бы быть зритель. Похоже, что в новом фестивальном сезоне нас ждет спродюсированная Зерновым новая работа с Ивана Вырыпаева «Спасение» о католической монахине, приехавшей в Тибет.
Основатель студии «Никола-фильм», Игорь Каленов начинал работу в кинобизнесе с продюсирования таких проектов, как «Два капитана II» Сергея Дебижева, «Увлеченья» и «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, «Над темной водой» Дмитрия Месхиева и «Все будет хорошо» Дмитрия Астрахана. В 2005 году вместе с Андреем Сигле и Александром Роднянским поучаствовал в продюсировании фильма Александра Сокурова «Солнце». Самым дорогим в его карьере стал фильм «Александр. Невская битва», собравший в прокате лишь треть своего бюджета. Самым же успешным оказалась комедия «Укрощение строптивых», которая, благодаря частым телепоказам, давно вернула затраты на свое производство. Что в перспективе: Анимационный проект «Безумная планета» с бюджетом в 3 миллиона долларов США, производство которого только началось, и четырехмиллионное семейное фэнтези «12 месяцев. Новая сказка», выход которого запланирован на февраль 2015 года.
Директор киностудии Мосфильм Карен Шахназаров продюсирует, как правило, только те фильмы, которые снимает сам. Самым дорогим в производстве стал «Белый тигр», который безнадежно выставили на соискание премии «Оскар», а самым успешным — «Всадник по имени Смерть», но вовсе не благодаря кассовым сборам, а декорациям старой Москвы, которые за десять лет с момента возведения на территории Мосфильма, сдавались в аренду под съемки различных фильмов и сериалов такое количество раз, что давно окупили производство не только «Всадника», но и, наверное, всех прочих фильмов режиссера и продюсера. Что же до самого коммерчески успешного фильма «Исчезнувшая империя» (по соотношению затрат на производство к кассовым сборам), то Шахназаров попытался подоить одну корову дважды: перемонтировав и переозвучив, он отправил ее в повторное плавание по экранам кинотеатров спустя пять лет под новым названием «Любовь в СССР». Правда, публика не купилась на обманку. Что в перспективе: Слухи о фильме «Мы из джаза 2» появились еще в 2010 году, но, судя по всему, если съемки и начинались, то до сих пор не завершены. И будут ли завершены — непонятно.
Пожалуй, главная ошибка, которую совершил Атанесян в продюсировании, это то, что он решил заняться созданием анимации с Владленом Барбэ. Первые кадры вольной экранизации «Человека-амфибии» Александра Беляева под названием «Последний человек из Атлантиды» появились еще в 2010 году, но до сих пор проект не дошел до экранов, хотя продюсеры и обещают показать его публике в 2015 году. Впрочем, выпустив на экраны свежую работу Барбэ «Печать царя Соломона», Атанесян признался, что не только эти пять миллионов долларов, но и те, что были пущены на экранизацию Беляева, были, похоже, потрачены впустую. Что же до «Близкого врага» (ранее носившего название «Убить Короля»), то пленка, которая осталась от съемок этого фильма (а также та, что сумел сэкономит оператор Михаил Мукасей на другом своем фильме), была пущена на экранизацию пьесы Рэя Куни «Не обслуживается», дошедшей до экранов под названием «На измене?!». Наряду с «Монтаной», этот фильм стал самым коммерчески успешным в карьере продюсера. Что в перспективе: Помимо анимации, у Атанесяна в рукаве продолжение фильма «Близкий враг» «Пока еще жива», в котором свою последнюю роль успел сыграть Андрей Панин. Кроме того, к производству заявлен фильм «Их трое» (или «Русская пятерка»), который Атанесян собирается снимать по собственному сценарию.
И снова успешный телепродюсер в кино оказался не слишком прозорлив. Если не вспоминать о заведомо некоммерческих «Точке», «Я остаюсь» и «Однажды в провинции», остальные фильмы, в принципе, могли бы быть коммерчески успешными. Но не стали. Самым мощным провалом в карьере Мороза-продюсера, бесспорно, можно считать недавний Форт Росс: В поисках приключений — фильм, пролежавший без дистрибютора больше года, даже при заметной рекламной кампании на центральных телеканалах и «наружке», смог вернуть в прокате лишь 4% от своего 6,9 миллионного бюджета! То есть, абсолютный убыток составил 6,5 миллионов долларов (и это не считая затрат на рекламу). Что в перспективе: Юрий Мороз еще в 2011 году объявил, что планирует экранизировать «Человека-амфибию», пригласив в качестве режиссера-постановщика Сергея Бодрова, и потратить на фильм 8 миллионов долларов. По состоянию на 2013 год, он еще намеревался заниматься этой картиной, но до сих пор непонятно, как на планы повлияли кассовые результаты «Форт-Росса».
Покончив с криминальной темой Антикиллера, Бахшиев попытался переключиться на романтическое кино, сняв неавторизованный ремейк «Знакомства вслепую», но эксперимент провалился. Самым рискованным, и, в то же время, успешным в карьере продюсера за прошедшие десять лет остается «Параграф 78», который, учитывая регулярные телевизионные трансляции и значительные средства, привлеченные в качестве product placement, давно приносит прибыль своим создателям. Хотя, возможно, не будь этот фильм разбит на две части, его успех был бы гораздо больше. Кроме указанных в списке, был еще фильм Руслана Бальтцера «Забава», снятый за 1,5 миллиона долларов, но отправившийся прямиком на канал «TV1000 Русское кино». Что в перспективе: С большим кино, кажется, на время покончено. Юсуп Бахшиев заявил о готовящейся экранизации повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и уже почти снятой для канала СТС экранизации романа Александра Миррера «Главный полдень», которая выйдет в эфир под названием «Посредник». Правда, с момента анонса сериала прошло так много времени, что за его судьбу уже пора начать серьезно волноваться.
Несмотря на немногочисленный список проектов, главной заслугой Сергея Грибкова считается тот факт, что он одним из первых доказал, что российское кино способно собирать кассу, сравнимую с американской продукцией. Случилось это на проектах «Даже не думай» (2003 год, бюджет 0,7 млн $, сборы 0,85 млн $) и «Даже не думай 2: Тень независимости» (2004 год, бюджет 2,0 млн $, сборы 2,1 млн $). До выхода этих картин лишь три российских фильма собирали свыше миллиона долларов — «Сибирский цирюльник», «Брат 2» и «Бумер». А тут с разницей в год — более чем двукратный прирост сборов. В том же 2004 году, на волне успеха вышел фильм Евгения Лаврентьева «Личный номер», эксплуатировавший больную тему с захватом заложников на мюзикле «Норд-Ост», также спродюсированный Грибковым. «Личный номер» собрал невиданные для российского кино 4,5 миллиона долларов. И хотя это все были убыточные проекты, на фоне подобных кассовых достижений российских фильмов об этом никто даже не думал. Что в перспективе: Сериалы «Посредник» и «Понедельник начинается в субботу» Юсуп Бахшиев разрабатывает вместе с Сергеем Грибковым. Но есть у Грибкова и один проект, который с 2012 года так и не достиг киноэкранов. Речь идет о фильме «Варвара 3D» с участием Евгения Сидихина и Анны Снаткиной. Историческую драму о крестоносцах, пришедших на Русь в 12 веке, снял по собственному сценарию режиссер сериала «Неотложка» Геннадий Каюмов. Какова дальнейшая участь этого проекта, науке неизвестно.
В последние годы количество фильмов, на которые выделялись деньги без счета, значительно поубавилось. Несомненно, свою роль сыграл кризис 2008 года, после которого распределение государственных средств стало вестись менее бесконтрольно, больше стало работы с аудиторией, меньше случайных людей и тех, кто зарабатывал на производстве больше, чем рассчитывал получить с проката. К тому же появились игроки на рынке, которые показали, что нет необходимости тратить значительные средства, чтобы снимать зрительские фильмы, которые не только собирают широкую аудиторию, но и приносят доход. И, тем не менее, в индустрии остаются люди, которые продолжают стрелять по аудитории дробью — авось кого-то зацепит — или ориентируются в своем творчестве исключительно на собственный вкус, без оглядки на требования аудитории. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |