|
|
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 1: Увертюра, первый кадравтор Максим МарковСегодня мы начинаем публикацию уникального проекта: покадровый разбор фильма «Левиафан» его автором, режиссёром Андреем Звягинцевым. И надеемся, что это поможет вам лучше понять, как создаётся Настоящее Кино. — Нам нужно сразу задать некоторые правила игры – иначе разговор о фильме может получиться бесконечным. Поэтому мы вынуждены едва ли не полностью оставить за бортом всю предысторию — например, вопросы возникновения сюжета, выбора натуры, кастинга. Мы всё равно этого будем так или иначе касаться, но основная наша задача — понять, как вы бумажный сценарий перенесли на экран. При этом хочется узнать про те технические «мелочи», которые на самом деле мелочами отнюдь не являются, — и хотя любому кинематографисту приходится с ними сталкиваться, про эти детали, как правило, мало кто спрашивает. А так как наша цель — рассказать о том, как именно снимается кино, нам будут интересны все нюансы работы режиссёра при работе над фильмом. Мне кажется, покадровый разбор Вашей картины — та форма, при которой полезную информацию можно будет подать, скажем так, увлекательно. — Предлагаю не начинать нам с определения границ, за которые мы не должны выходить. Или лучше будет сказать так — держите эти берега у себя в сознании. Я же буду говорить обо всём, о чём вы меня спросите. Мы смотрим фильм, первый же кадр, который вас интересует — вы останавливаете проекцию, задаёте вопрос, я на него отвечаю, мы движемся дальше. И если вдруг мы будем выходить за пределы этих рамок, ничего страшного, мне кажется, не случится. — Для меня лично фильм начинается с этой монохромной заставки «Non-Stop Production». Она довольно продолжительная, но без звука — что создаёт этот затакт, паузу перед началом музыки самого фильма, ожидание какого-то зрелища, некоторую «подушку». — Вот уже третью картину подряд я выбираю один и тот же шрифт. Мы нашли его еще на «Изгнании»; и на «Елене» я решил, что ничего нового изобретать не будем, используем тот же шрифт. Попробовал — работает. Так было и с «Левиафаном». Но это, конечно, не от лени. Просто такое начертание букв кириллицы входит в резонанс с самим строем фильма. — Как вы определили момент начала музыки? Пошли титры — пошла музыка? Я почувствовал, что в этом же произведении следует найти какую-то вариацию, фрагмент на две или три минуты звучания, который мог бы лечь в начало фильма как пролог и, тем самым, создать фигуру рондо. Тем более, это было бы поддержано и изображением тоже, поскольку мы и в начале картины, и в её конце видим одни и те же пейзажи. Долго затягивать с музыкальным вступлением было бы неправильно. Как и долго затягивать с изображением пейзажей, прежде чем начнёт что-то происходить, тоже было бы неверно. Поэтому экспозиция, – вплоть до появления первых событий: звук моторной лодки над предрассветной гладью воды, лай окрестных собак, – довольно динамичная. Такой она остаётся до окончания музыки. За несколько секунд перед появлением первого ключевого плана – общего плана с домом Николая – музыка должна была уже закончиться. Увертюра завершилась – и началось действие. Я знал, что этот отрезок фильма – до появления в кадре дома главного героя – не очень продолжительный. Настолько непродолжительный, что не даст музыке развернуться. У неё же есть свой вход – несколько тактов вступления, потом тема, её изменения, ещё какие-то события в партитуре, – после чего она должна прийти к завершению. За минуту-полторы развернуть такой музыкальный кусок не получится. Поэтому я и решил, что титры в начале сделать всё же придётся, я решил, что они дадут возможность музыке вступить гораздо раньше, секунд на сорок, а то и больше, чтобы к первому кадру фильма, когда волна бьёт о берег, в скалу, мы вошли уже в резонанс с этой музыкой. То есть, титры здесь появились только потому, что нужно было вытянуть музыкальный ряд. Были идеи использовать другую музыку, много было размышлений на эту тему. Прежде чем я нашел «Эхнатона» Филипа Гласса, у меня была идея по поводу Арво Пярта, столь же мощной музыки, которая должна была завершать картину, но позже стало ясно, что у фильма образовался такой темп, такая динамика повествования, что та вещь, которую я предполагал на финал, переводила бы всё это в несколько иное измерение. — В сценарии было прописано, что фильм начинается именно с этих планов? — Но изначальное понимание, что эти планы нужны, было? — К решению, какой план брать, какой нет, вы приходили вместе с оператором? — «Иксы» — это, собственно, вот эти планы? — Как из огромного количества планов вы выбирали самый первый? Насколько вообще значим в картине первый кадр? Технически это выглядело довольно просто. В монтажной системе мы выложили на тайм-линию все «иксы», которые были у нас, в одну непрерывную линию. Выложили по десять секунд каждого — потому что они же длинные очень, есть и по двадцать. Практически каждый план я отмеривал: «Мотор! Камера! Начали!» — камера запущена, хлопает хлопушка, второй оператор переводит фокус ровно туда, куда мы договорились, — и с этого мгновения я внутренне отсчитываю четырнадцать-двадцать секунд. Двадцать, как правило, потому что никогда не знаешь, какую именно фазу возьмёшь, особенно если это какой-то движущийся объект, волны, например… — Извините, а вы на плёнку снимали? Особенно это понимаешь, когда пристально вглядываешься – и ждёшь, например, когда будет вот этот участок водой закрыт. Именно когда ты так внимательно смотришь на прибой, ты и понимаешь, что он живёт своей жизнью, что он не постоянно в одно и то же место бьёт. Он то бьёт, то не бьёт, и эти периоды совершенно неуловимы, у него свой собственный ритм какой-то. Ты только можешь почувствовать: «Вот, кажется, начинает, начинает... Давайте-ка, приготовились, камера!» Запустили, плёнка сливается – минуту! – а он всё не бьёт и не бьёт, и вдруг – «О, во-во, пошло-пошло!» – и плёнка вылетела, закончилась. Перезаряжаемся, берём новую банку… То есть, это дело такое… Ты или плёнку экономишь, или кино снимаешь. Вопрос всегда стоит именно так. Плёнка — это расходный материал, чернила для письма и ничего более. Чтобы закрыть эту тему, забегая вперёд скажу: последний план фильма, где красная бочка бьётся о берег, мы снимали очень долго, потому что ждали, когда удар волны будет такой силы, что она захлестнёт сюда и потянется эта пена следом. Дублей было снято всего два, но один из них был размером с целую банку, а это десять минут изображения. Двадцатисекундные планы — это те планы, где ничего не меняется, кроме неприметного движения облаков и ветра. Я решил отдать на такой план двадцать секунд — потому что не знал, как сложится ритм фильма и какой длины мне потребуется тот или иной кусок. Может, все двадцать секунд, почему нет. А может быть — пять, а может быть — восемь. Мало того, в течение этих двадцати секунд меняется небо, движутся облака, где-то приоткрывается небесный свет чуть больше, где-то меньше… И поэтому ты из этих двадцати секунд можешь выбрать нужные пять-семь: взять, например, из концовки, а не из начала, потому что там ветер подул, там трава как-то пригнулась — ну, и так далее. Это же всё, скажем так, подвижная вещь, стихия. — Но почему вы выбрали именно этот план? Так вот, ты выложил все тридцать – и смотришь. Смотришь долго. Потом объявляешь перерыв на обед. Ушли вы с монтажёром, что-нибудь съели, вернулись – опять сели смотреть… И вот в процессе этих просмотров ты понимаешь, что вот этот кадр, этот кадр, этот, вот этот и вон тот – скажем, десять из этих тридцати – должны быть в фильме обязательно. Ты просто понимаешь, что в них есть какая-то сила. — Количество планов определялось длительностью музыки? Кладбище кораблей, ясно дело, должно быть последним пунктом перед общим планом дома. Значит, все остальные планы — без человеческого присутствия — должны были быть вначале. Где-то в середине появлялся план, где было сложенное из дерева защитное ограждение от снега, потом мы видели дорогу, и ясно, что дорога, металлические опоры линии электропередачи — это уже присутствие человека... Вот такая у меня была идея первоначальная и умозрительная. И начать с этого плана «Левиафан»… Океан — родина человека, место, откуда он произошёл, это стихия, в которой зарождалась жизнь, первые дни творения: и отделил Он небо, и сушу от воды — как в первой главе Бытия. Более сильного впечатления, чем этот вот кадр, не было. Так мне казалось. И начать с этого удара, обрушивающегося на зрителя, потому что в большом зале, в звуке, это работает очень сильно: мы добивались мощного такого удара — ВЗЗЗУ! — в земную твердь. — Это взгляд сверху вниз? — Есть ли разница между утренним режимом и вечерним? Или выглядит всё одинаково? Я помню, как-то у нас было в графике восемнадцать минут на съёмку. Что можно снять за восемнадцать минут?! Поэтому следует заранее подготовиться, с трепетом дождаться, а когда они пришли, эти восемнадцать минут, — быстро, за два-три дубля максимум снять нужный эпизод. Так вот, в наших условиях была совершенно уникальная ситуация: у нас режим длился несколько часов! Поскольку это Крайний Север. Солнце ушло за гору — и ясно, что за горой оно и спрячется, чтобы снова появиться из-за неё только через пять-шесть часов. Читать далее: Глава вторая: «Иксы»
читать также: все новости о фильме Левиафан
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |