|
|
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 3: Дом и моторная лодкаавтор Максим МарковВ третьей главе нашего суперпроекта, посвященного созданию фильма «Левиафан», режиссёр Андрей Звягинцев рассказывает о роли Случайности – и о том, как подчинить её своему замыслу (не без помощи спецэффектов). Читать ранее: Глава вторая:«Иксы» КАДР №14: первый план дома
— Я так понимаю, что задача здесь — вписать дом в тот пейзаж, который вы только что показали. Как вы искали оптимальную точку? Чем дальше от дома отходить или чем шире оптику ставить, тем меньше в кадре дома и больше пейзажа. Тогда больше попадает в кадр всего остального пространства, камней, берегов, ветвей каких-то брусничных (куча ягоды здесь, кстати, брусники и черники, поляны целые)… Разбавляется концентрация присутствия дома. Следовало найти середину. Вот в этом нашем ракурсе и на этой крупности, мне кажется, главным событием кадра является дом. И когда зажигается на веранде свет, то сразу становится понятно, что это… — Главный герой. — Самый первый вопрос, который у меня родился в связи с «Левиафаном», – это проплывающая здесь моторная лодка. Я просто представил человека, который в этот предутренний час ждал в сотне метров от вас специального сигнала… «Поехал!» – и он заводил мотор. А люди фильм смотрят – и даже не думают, какая за этим кадром стоит история!.. Не могла же эта лодка проехать случайно – тем более что она потом появится в кадре ещё один раз!.. Так вот, как вы это снимали? — Ну вот слушайте. Этот кадр мы снимали в режим, в утренний или вечерний – не помню сейчас. Мы сняли этот кадр сначала в вечерний режим, и всё это было очень плохо. Получили из лаборатории изображение этого плана с включением света на веранде – и стало понятно, что кадр плох. Миша сказал, что не вытянет из этого негатива достойного материала… — Извините, я вас перебью: а лаборатория-то в Москве? — То есть, был постоянный контроль, как если бы вы в Москве снимали. Выставили заранее камеру, всё увидели, отрепетировали, договорились, кто и когда включает свет — и запустили съёмку. Сняли дубль, приготовились к следующему, я говорю: «Давайте попробуем чуть пораньше включить свет». Это всё по команде через рацию, естественно: там в доме сидит человек и делает это включение — конечно, не бытового света, а профессиональных осветительных приборов, которые расположены так, что не выдают себя как приборы: просто включается свет на веранде. И вот вдруг в какой-то момент я слышу звук моторной лодки. Я вижу: оттуда, вниз по течению, плывёт лодка – и она вот-вот войдёт в кадр. Кричу: «Всё, быстро. Приготовились! Мотор! Все готовы?» Кто-то быстро выбегает из кадра. «Камера!» – мы запускаем камеру – и лодка буквально через мгновение входит в кадр и плывёт своим курсом. Она плыла дальше, туда, в Баренцево море. В этот момент (не все были оповещены) какой-то наш человечек из группы вышел отсюда, слева, и пошёл себе к дому! Мы его потом затирали здесь компьютерным способом… — Да, и вот эта лодка проплыла, и я, увлёкшись ею, не забыл, конечно, про свою команду «Включаем свет», но почему-то подумал, что надо её дать вот здесь, когда лодка проплывает возле силуэта ЛЭП. И потом, в монтаже, я вижу, что это очень длинно. Очень, потому что лодку мы наблюдаем фактически с первого же мгновения, когда уже можно было брать материал в монтаж. Видите, по склейке: она уже в кадре. Дело в том, что когда мы запустили камеру, хлопнули, вынесли хлопушку из кадра, перевели фокус (всё это в отдельности - незначительные доли секунд, но совокупно – потери во времени), лодка была уже здесь. Как раз, можно сказать, мы ничего не упустили, потому что правильнее в смысле монтажа и было бы склеить это так, чтобы лодка не входила в кадр после склейки, а уже находилась в кадре. Потому что мы ведь с вами уже слышим звук мотора, а значит, мы уже «видим» её в своём внутреннем кинофильме. Появление лодки в кадре уже подготовлено, органично… Видите, включился свет? А реально я его «включил» по рации секунд на семь или десять позже! И поняв, что это длинно, мы включение света компьютерным способом по тайм-линии передвинули к началу… — Вы компьютер использовали как машину времени, перенеся частичку кадра из будущего в прошлое?.. — Вы меня, конечно, убили тем, что эта лодка случайная! Хотя, знаете, я вам скажу: лодка была мною задумана, но совсем в другом эпизоде. Ещё в Москве, планируя календарь, мы вносили этот пункт в наше расписание. А тут вдруг она проплыла — и стало ясно, что, во-первых, это точно надо снять, а уже потом решить, хорошо ли или нет. Ну и в монтаже ясно было, что лучший дубль — этот, с лодкой, конечно! Сразу чувствуешь: раннее-раннее утро, и рыбак какой-то тихонечко поплыл туда, в море, удить свою рыбу... Но вот этот лодочник не получил за этот кадр ни копья!.. — Наверное, он и не знает, что в кино снялся… Получается, когда вы эту лодку ввели вторично, в кадре с Николаем — это была уже другая лодка? — В одном плане — столько открытий! Случайная лодка, перемещение во времени, стёртый человек, про которого вообще никто бы никогда не догадался!.. Фантастика!.. Вы раньше ещё сказали про лай собаки… Иногда мы сами создавали эти переклички: в звуке ставили одну собаку — и другую рядом, и они как бы одна другой отвечали, вторили. Можно создавать такие вещи, когда у тебя достаточно собственного оригинального материала, записанного в той самой среде, а не добытого из библиотечных фонов. — Вопросы звукового оформления сопоставимы с вопросами, касающимися визуального ряда… КАДР №15
— У вас было прописано в сценарии, что Николай возвращается в дом, чтобы выключить свет? А здесь уже, на месте, ты понимаешь: пусть на этом плане свет погаснет. Потому что был сейчас предыдущий план — включился свет. Мы клеимся сюда, практически мгновенно — и вдруг он выключается. Выключается, и вот только потом выходит человек. Ясно было, что надо ещё что-то увидеть между включением и выключением, какую-то жизнь. Поэтому мы договорились с Серебряковым, что он как бы завтракает: чего-то съел, выпил чаю, допивает из чашки, в холодильник что-то положил… Мы договорились с ним о том, что в холодильник он кладёт колбасу на тарелочке, – и он это действительно делал: как бы допивает свой чай, ставит чашку и идёт к двери. Идёт через всю веранду, выходит сюда, делает два шага, потом вдруг понимает… То есть, мы за всё это время успели уже привыкнуть к какому-то другому событию. — Но на общем плане Серебряков ещё не ходит? — В книге, посвящённой фильму «Елена», Михаил Кричман рассказывает, что каждое движение камеры должно быть чем-то оправдано, мотивировано. Что толкает камеру в этом кадре? Если мы решили заранее, что здесь, например, будет тревеллинг, то уже в репетиции решаем, что же может являться мотиватором к движению, чтобы было не просто: вдруг камера «поехала». Тут мотивом был выход из дверей. Вот он пошёл – и задал нам этот вектор. Движение в кадре должно быть не авторским вторжением всё-таки: диктовать, подсказывать его должно то, что происходит в кадре. Другими словами, движет камеру не тот, кто за ней стоит, а тот, кто существует в кадре. КАДР №16
— Какие были сверхзадачи здесь, учитывая, что вы не признаёте понятия «перебивочного плана»? Это ведь тоже рифма к финалу? — Можно ли сказать, что этот план появился потому, что у вас был задуман аналогичный план в финале? Рифмуется и первый план дома, когда мы видим, как зажигается свет в оконце: абсолютно с той же самой точки был снят общий план церкви. И после этого общего плана церкви, снятого вот с тех камней, мы шагаем сразу сюда — и видим здесь кавалькаду машин на мосту. По сути, этот ряд планов — первого общего и этого общего с моста — разбивает в начале фильма только укрупнение, когда Николай вышел из дверей и закурил. А в целом это та же самая череда. Ну и потом, что такое «перебивочный план»? Следующий тоже можно назвать «перебивочным», и следующий за ним… Нет, мы наблюдаем за происходящим. Мы видим, как человек выезжает со двора и направляется куда-то. Возможно, в далёкое путешествие. Куда он едет? Куда он нас приведёт? Что с ним будет дальше?.. Я никогда не называл подобные планы «перебивкой»… Эти планы - как смысловые фразы в речи. Нельзя сразу вываливать главные слова. Нужно к ним подобраться. — Просто в кино очень часто видишь, что герой куда-то пошёл или поехал, а чего поехал?.. Понятно, что надо полтора часа заполнить чем-то: «Ну, давайте, он поедет в машине»... Читать далее: Глава четвертая: Прибытие поезда
читать также: все новости о фильме Левиафан
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |