|
|
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 7: Завтракавтор Максим МарковВ новой главе суперпроекта, Андрей Звягинцев рассказывает о том, как смешивались времена в главной декорации «Левиафана», готовилась дюжина яичниц для Вдовиченкова и создавался правильный кинематографический «бычок». Читать ранее: Глава шестая: «Привет Лознице» КАДР №30
— На съёмках Лядова ждала довольно долго, когда закипит и выключится чайник. Наливала кипяток в заварку – и тут я давал мальчику команду входить. Очень долго, с полминуты, наверное, стояла она у окна — и это было содержательно. Но в монтаже я решил: перебор, — и отрезал начало плана. Отрезал, хотя мне жаль, потому что очень хорошо она стояла у окна и смотрела куда-то в глубину своего существа… Такое, знаете, состояние уединения и одиночества. — В ваших предыдущих картинах вещественный мир, окружающий героев, был представлен…
— Создать живой дом, в котором живёт дух человека длиною в несколько поколений. Это именно то, что вы сказали: вещи копятся, мы их часто как Плюшкины коллекционируем, они уже вышли из употребления, мы их давно не используем, но они стоят и пылятся. И в этом смысле одна из задач: чтобы куда ты не посмотрел, куда не повернул камеру — везде бы были следы жизни. Андрей Понкратов создал дом, войдя в который нельзя было сказать, что это — декорация или нечто искусственное. Это абсолютно живое пространство. — Каково было ваше участие в этом процессе? Понятно, что вы обсуждали эскизы, а как вы утверждали реквизит? В доме есть и мобильные телефоны, и компьютер, и если телевизор — то большая плазма. Лэптоп лежит в спальне у Лили и Николая, у мальчика — старый пузатый компьютер, достался в наследство от отца — в этом есть своя правда. Но и у того тоже не iPad или Mac какой-нибудь, а так, что-то попроще. Да, это деревенский уклад, но, тем не менее, современные элементы сюда инсталлированы. И жизнь старины, жизнь прежних поколений — старая мебель, сундуки и комоды, шифоньеры советского образца — всё это вместе, в едином клубке. Да, у нас был и период работы с эскизами, но основой для этого была работа с реальными интерьерами как с референсами, на материале которых мы решали, подходит нам что-то или нет. Андрей обошёл разные дома и квартиры и в Подмосковье, и тут в посёлке, и много где ещё. Вместе с ним ходил и Саша Лозовский, его давний ассистент по реквизиту. Вообще говоря, он зовётся ассистентом режиссёра по реквизиту, но главным образом работает в контакте с художником-постановщиком. Создание, наполнение интерьера — это большая, подробная работа. И если нам нужна, скажем, лампа, то Саша Лозовский привезёт с десяток ламп — и мы выберем ту, какая должна быть именно здесь. Так вот, они обходили дома и фотографировали интерьеры. Фотографий было множество. Мы отсматривали их, и становилось понятно: не этот дом, и не этот, и точно не тот, уж слишком стариной отдает. Я говорю: «Нашей Лиле — тридцать, тридцать пять. Это уже взрослая женщина, и с ней — взрослый мужчина, но они ещё достаточно молоды для того, чтобы потонуть в сундуках и комодах — в том, чем живёт деревня». И поэтому из всех референсов мы выбрали только два направления, скомпилировали их в одно, и на их основе создавали это пространство (ты схватываешь несколько изображений: кухня, гостиная, спальня — и понимаешь: вот оно, верное направление). Дальше предстояло взвешивать каждый предмет: да, это может быть, а этого не может быть, это уже не из нашего фильма. Так добавлялись элементы вроде, например, чайника из «IKEA». Короче, ответственность за наполнение лежит целиком на Саше Лозовском, а стратегические направления ему подсказывает Андрей Понкратов. — Это действительно чайник из «IKEA»?
КАДР №31
— У Лядовой пока не было отдельного крупного плана: она просто с общего подошла вплотную к камере. Но мальчика вы решили показать особо…
КАДР №32
— Этот проход мальчика был необходим для того, чтобы шире показать дом?
КАДР №33
КАДР №34
— Вам важно было, что именно дарит Вдовиченков мальчику? Мы же не увидим потом, что он подарил. — Важнее, наверное, был сам факт, что человек приехал с подарком — значит, не просто какой-то мужик, они знакомы. КАДР №35: Завтрак
— Я был удивлён тому, что Серебряков не завтракает вместе со всеми, но вы уже сказали, что он успел перекусить рано утром… — Вы думали над тем, что едят остальные герои? А здесь я, кажется, спросил у Вдовиченкова: «Володь, вот чего бы ты хотел? Яичницу, сосиску?..» Он говорит: «Да мне всё равно, пусть будет яичница». — «Отлично». Можно спросить у актёра, чего бы он хотел, потому что ну какая разница?.. В данном контексте это не имело никакого значения! — Но вы всё равно думали об этом, получается. — И сколько раз Вдовиченков ел эту яичницу? Здесь, понимаете, такая история: снимаем, пока не получится у всех, как в ансамбле, цельная сцена. А эта сцена обременена ещё и тем, что ушёл мальчик, ушёл Серебряков, а мы не клеимся, мы остаёмся здесь. Поэтому и за завтраком, вместе со всеми, всё должно было случиться, и когда они остались вдвоём — всё должно было случиться. Потому что ясно было, что мы склеимся только после диалога Лили с Дмитрием, где-то в моменте, когда Николай с мальчиком выбегают сюда, на этой игре с бейсболкой: «Пап, ну, отдай!» И поэтому дубль снимался до момента, когда Вдовиченков встаёт и говорит: «Спасибо», — и здесь: «Стоп!». И камеру снова выкатываем обратно, всех на исходную, обламываем сигарету до середины, чтобы было понятно, что он её давно уже курит… — Вы опередили меня с вопросом, как вообще в кино делаются «бычки»… — Даже не на втором, а на десятом плане виден другой берег — и там происходит какое-то движение, проезжает машина. Вы это контролировали? — Ровно как с человеком в окне напротив гостиницы? — А могло быть такое, что вы снимаете в доме — а кто-то, живущий на той стороне реки, вдруг выходит на берег? КАДР №36: «Люблю тебя» — «Я знаю»
— Замечательно, что вы в первой же сцене внутри дома показываете его, дом, максимально подробно… Пока заканчивали декорировку, пока расставлялся реквизит, Андрей Понкратов даже готовил там что-то, ту же яичницу. В доме был газ и вода. Не водопровод, конечно, но из крана вода текла. Поэтому там и готовили, и бросали посуду, кто куда. Это важно, потому что сковородку вот так вот на эту тарелку — эта перевёрнутая, а эта скособоченная – специально поставить нельзя. Так могло только само собой сложиться. Как и все эти тряпки и тряпочки… — А сами актёры жили в этом доме? — Это один из ключевых моментов фильма, поэтому я не удержусь и спрошу: как родился этот ответ на «Люблю тебя» – не «Я тоже», а «Я знаю»? Это из жизни? — Сколь многое можно сформулировать всего в двух репликах!.. Важностью этого момента обосновано и движение камеры, приближение к ним с общего плана? Читать далее: Глава восьмая: «Фаберже» и «восьмёрка»
читать также: все новости о фильме Левиафан
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |