|
|
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 9: Вдоль трубыавтор Максим МарковАндрей Звягинцев рассказал нам, почему полезно входить в самое пекло диалога, о склейке для перемены взгляда, раскрашенной в цвета российского флага остановке, образе трубы и о Ленине как символе власти. Читать ранее: Глава восьмая: «Фаберже» и «восьмёрка» КАДР №50: «А на фига тогда надо было говорить…»
КАДР №51: «На, читай»
— Это у вас очень хороший переход: «Читай» – и тут же… КАДР №52
— Этот переход был заложен уже в сценарии? — «Коль, ты мне доверяешь?» — «Само собой». — «Давай после». — «Ладно, после так после… А чё, на фига ты…» — «На читай, старшой». Это был девятнадцатый эпизод, следующий был двадцатый: «Экстерьер, улицы города, день. Внедорожник Николая въезжает в город». Потом двадцать первый: «Интерьер, салон внедорожника Николая. Дмитрий, сидя на переднем сидении пассажира, смотрит в окно на убогие дома вдоль разбитой дороги. Николай сосредоточен на вождении. Лиля, сидя на заднем сидении, смотрит на дисплей мобильного телефона, жмёт на кнопки, подносит трубку к уху, слушает её, затем, видимо, не дозвонившись, даёт отбой. Николай: «Нет, ну я знал, конечно…» и т.д. Двадцатый эпизод — проезд — был снят, но в монтаже я от него отказался, потому что фильм уже приобрёл свой упругий ритм. И мне это очень нравилось, когда я вдруг понял, что надо входить в центр сцены, в самое пекло диалога, и выходить из него, не дождавшись финала, — в этом есть такой хороший галоп. Мне это показалось правильным: не размеренность, а жёсткость — сразу, сразу, сразу!!! Чтобы позволить себе потом четыре минуты слушать, как судья читает обвинительный приговор. — Был ли у вас организован проезд встречных машин? — А разве тут нет опасности: вы не используете платформу, актёр ведёт сам, при этом он ещё должен играть?.. КАДР №53
— Вот здесь опора ЛЭП пронеслась — словно прямо из кадра с Серебряковым!.. Другими словами, для меня склейка — это всего лишь перемена взгляда. Не купюра времени, а именно то же самое мгновение, только с другой точки. Вот человек встаёт из-за стола — с другой точки я должен увидеть продолжение этого движения. В монтаже немножко подвирают — и правильно делают: в следующей склейке надо брать не с той же доли секунды, а на два-три кадрика раньше. И тогда ты воспринимаешь это движение абсолютно органично, есть ощущение, что человек встал один раз. Я хочу этим сказать, что разрывать время мне очень бы не хотелось. Я не сторонник такого приёма, когда склейка всегда означает купюру лишнего или так называемых «пустот»: «Скорее — к главному! Всё остальное — скучно!» Мне не близок такой способ изложения, потому что я тут же вижу автора, который жадно норовит мне что-то побыстрее «втюхать», предложить мне то, что именно он считает тут самым важным, делая при этом нещадные купюры: «Сейчас мы скоренько все это промотаем, смотри вот сюда», — вместо того, чтобы дать мне возможность самому наблюдать за действием. Мне, например, возможно, хотелось бы разглядеть, как этот герой едет в такси, с каким лицом, с каким состоянием, как он в полном одиночестве смотрит на проносящиеся мимо объекты, а автор словно говорит: «Ну, тут понятно, он ехал на такси, мы это удаляем, а вот он, наконец, приехал и сказал то-то — вот это уже интересно!»… — Мы к этой теме ещё вернёмся. У вас будет дальше один эпизод чудесный, где я тоже спрошу по поводу единства времени... КАДР №54: «Я ж тебе говорю, у них на всех есть фаберже. Легко управлять, всё очень просто»
КАДР №55: «…Пока народ его на вилы не поднимет»
КАДР №56: «Кому вилы подымать-то?»
КАДР №57
— Я так понимаю, трубопровод — это тоже реальность… — Именно эта труба дала первый повод сравнивать «Левиафан» с «Грузом 200», где трубы также являются важной частью пейзажа. КАДР №58
— Ещё один из моих любимых моментов – вот эта шикарная остановка. Которая кажется совсем не случайной в контексте всего вашего фильма. — С другой стороны, одной проблемой для вас стало меньше: остановку-то никто не заметит, а флаг вам бы ещё припомнили. — Но до мэрии мы дойдём позже. Не было ли у вас соблазна сделать какой-либо акцент на этой остановке? Подснять, допустим, её отдельно?.. — Снять отдельно — нет, это фальшак. Вот это как раз фальшак. Стоит только начать на что-то напирать, сделать крупнее или, не дай бог, продемонстрировать это в рапиде, как это сразу выбрасывает зрителя из пространства происходящего. Так что тот, кто это увидит — он это заслужил. А кто не увидит… КАДР №59
— Вот тут я только склеился, по жесту. А можно было бы по реплике склеиться на Лядову... Кстати, и Серебрякова, и Лядову мы снимали в одном направлении движения — то есть, возвращались после каждого дубля на исходную точку и совершали тот же маршрут, как я уже говорил. А когда переставились на Вдовиченкова — снимать стали, едучи в обратную сторону. Всё это потому, что правая сторона шоссе малоинтересна в смысле фактуры: зеленая каша кустарника и больше ничего. КАДР №60: «Твои друзья — золото, а мои — говно»
КАДР №61: «А чего, не говно, что ли?»
КАДР №62: «Лиль…»
КАДР №63
— Не требуется дополнительных слов, чтобы понять, куда именно приехали герои. Вам для этого нужен был памятник Ленину — указать, что это центральная площадь города? И Ленин — как символ власти, как наследие власти. Согласитесь, удивительное дело: более четверти века прошло, как закончилась советская эпоха, а на центральных площадях всех российских городов по-прежнему торчит Ильич. У меня где-то сохранились отличные фотографии: в одном маленьком городке во время поисков натуры мы нашли такого же Ленина, выкрашенного тёмно-серой матовой краской, — и фоном ему служили такие же серые, тёмные и густые тучи! Кадр был зловещий и волшебный одновременно. И очень мечталось найти площадь, где был бы такой же Ленин — и чтобы обязательно тёмные тучи. — На часах — 11:50, герои приехали ровно к заседанию суда, назначенному на 12:00. Вы подгадывали время съёмки — или переводили стрелки? — Про встречные машины я уже спрашивал, а как было с теми, что стоят здесь на площади? Дублей было много, восемь или девять, потому что тут всё следовало согласовать. И момент, когда нужно тронуться камере: мы определяли, где было бы органичнее начать это движение. И освещение, направление света, его насыщенность: в облаках солнце или нет, а вот облако пришло — и тени уже не такие длинные, не такие контрастные… А как герои выходят и в каком темпе они идут?.. Вот такие вещи, все элементы событий, которые здесь происходят, собирают в результате конечное решение. Когда они складываются в целое, ты понимаешь, что сцена у тебя есть. В процессе съёмки я предпочитаю смотреть в монитор, потому что в реальности глаз твой цепляет больше элементов — и они тебя просто могут сбить. Пролетела птица — и ты думаешь: попала ли она в кадр или не попала?.. А с монитором ты точно понимаешь, как у тебя сложился кадр. Понимаешь, что вот этот дубль, кажется, сложился — и говоришь: «Давайте ещё! У нас же есть время? Давайте-ка на исходную, сделаем ещё один дубль, закрепим — вдруг следующий будет ещё лучше!..» Хотя в фильм потом может попасть вовсе не девятый дубль, а четвёртый. И такое случается. — Чем на сей раз мотивировано движение камеры? Читать далее: Глава десятая: Суд
читать также: все новости о фильме Левиафан
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |