На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : «Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 18: Дежурная часть фильм Левиафан Спецпроект
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Спецпроект > фильм Левиафан
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 18: Дежурная часть

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 18: Дежурная часть

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 31.10.2019

Рассказ о сцене в дежурной части мог бы быть совсем коротким, если б Андрей Звягинцев не решил лишний раз подчеркнуть, что свой фильм он создал во имя великого гуманистического идеала: человек свободен и личность его неприкосновенна.
Но эта глава могла бы быть и длиннее: есть у режиссёра поразительная история его собственного, скажем так, взаимодействия с нашей доблестной полицией, подтверждающая, что задержание Николая вовсе не выдумано им из головы – тут имеется и личный опыт.
Однако это мы оставили только для бумажной версии текста – для книги Максима Маркова «Левиафан. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром», которая скоро выйдет в издательстве «Альпина Паблишер».

Читать ранее:

Глава семнадцатая: Почему «Нива»?

Глава шестнадцатая: Чеховское ружьё

Глава пятнадцатая: Визит мэра


КАДР №121
кадр 121. фаза 1

Этого парня (актёр Константин Телегин - ММ) мы привезли из Новосибирска. Он написал мне как-то письмо: «Очень бы хотел с вами поработать, дайте мне такую возможность…» Я видел его в театре, когда был в Новосибирске с премьерой «Елены», и мне он показался талантливым артистом. Я пригласил его на пробы.

И вижу: пока ещё он не чувствует разницы между театральным способом существования и способом игры в кино, старается очень, делает игру яркой, не различает пока, что дистанция между сценой и оптикой велика. Игра должна быть скромной, в берегах, и тут дело времени и практики – научится, почувствует ещё этот вкус. Вообще, я не склонен в выборе актёров так действовать, словно по знакомству делать кому-то исключение, но тут решил поддержать парня, дать ему небольшую роль – как некий билет в будущее, что ли… Со своей задачей он справился отлично.

кадр 121. фаза 2

Мне хотелось решить этот эпизод таким образом: всё, что за стеклом – слышно плохо. Эта идея меня вдохновляла. Мы видим человека, который говорит: «Быбыбы», – почему, что со звуком?!. И вдруг громкий голос Вдовиченкова: «Что, простите?» – и он уже громче: «Мымымы», – и тогда понятно, что нас разделяет стекло. А когда мы по склейке попадаем сюда, внутрь дежурки, уже даже не обязательно слышать в точности всё, что там говорит Вдовиченков.

Жизненный момент.


КАДР №122
кадр 122. фаза 1

Это настоящая дежурная часть?

Настоящая, но бывшая, не действующая. Мы обошли с Сашей Вороновым, нашим локейшн-менеджером, три таких милицейских участка в Москве. Все они почему-то пустуют, работы там нет, и люди, которые отвечают за них сегодня, сдают эти пространства в аренду киношникам. И там очень часто, почти нон-стоп, снимают и фильмы, и сериалы. Это типичная дежурная часть, куда бы ты ни попал – везде так и будет.

Этот объект оказался лучше, чем два других. Потому что один, например, был весь выкрашен матовой краской – не глянцевой, которая отражает свет, даёт хоть какие-то блики, отражения, а матовой, совершенно глухо поглощающей свет; и было очевидно, что это покрашено для киношников, для какого-то ментовского сериала… Короче говоря, этот вот участок нам понравился больше.

кадр 122. фаза 2

В реальности это практически пустое пространство – коридор, стены и, может быть, ещё эта панель, за которой полицейские сидят. Ну вот эти распределительные щитки, наверное, были, конечно. И ещё, может быть, какая-нибудь железяка. Всё остальное, что вы видите, – монитор видеонаблюдения, лампы, разумеется, компьютер, сейф, карта, телефоны, стулья, шкафы, полки, книжечки и папки, – все эти элементы были принесены художником и ассистентом по реквизиту. Этот пустой интерьер мы обживали сами.

А полное ощущение, что вы просто зашли в действующий участок.

Нет, тут не было ничего. Второй раз я очутился здесь только в день съёмки, поэтому не вспомню сейчас, что именно было сделано. Но помню, что вот в этой комнатке было совсем пусто.

А обшарпанные стены тоже ваших рук дело?

Нет, обшарпанные стены какие есть.

кадр 122. фаза 3

КАДР №123
кадр 123

Это там же коридор?

Да, всё это там же. Мы разве только эти вот кресла там выставили. Они из соседнего коридора, просто мы их сюда передвинули.


КАДР №124
кадр 124

Надпись на стекле тоже ваши художники писали?

Нет, так и было. Я даже думаю, что и наглядная агитация, которая висит на стене, так там и висела. Но могли и мы притащить...


КАДР №125
кадр 125. фаза 1

Вам не казался финал эпизода перебором: что вот герой всего лишь голос повысил – и его тут же забрали?

Нет, почему перебор? Ну вот смотрите – вышел полицейский. Мы тут стоим вместе с ними. Странная такая неопределённость. Дмитрий спрашивает у Лили водички. Он это после вчерашнего: «сушняк», так сказать. Водички нет – и, похоже, впереди их ожидает продолжительное томление. «Пошёл, с*ка, начальству докладывать» – «Начальству, думаешь?» – «Конечно. Ну а как: мы же подаём бумагу на мэра!»

Бумагу!.. На мэра!.. Это как?! Понятно, что мент прочёл, охренел от этой наглости, вышел, тут же вернулся – телефончик забыл, мы акцентируем на этом внимание. Звонит – и что-то там говорит. Кому он звонит? О чём там говорит?.. Получил бумагу – он должен её принять и всё. Это его должностная обязанность. А он пошёл кому-то названивать. Легко догадаться, что начальству: «Тут какой-то крендель пришёл, написал заяву на мэра об уголовном преступлении» – «На какого мэра?» – «На нашего, Шелевята Вадим Сергеича» – «Чего?!? Это кто такой смелый?» – «Да вот такой-то» – «Гони его на *** в шею!»

«Гони» – в смысле: бумагу не принимать! А лейтенанту ещё и фартануло: Николай давай там чего-то орать. «Эй, лейтенант, ты чё заяву мою не принимаешь?» – «А чего нарушаете?!» – и адвокату: «Я не с тобой разговариваю!..» Помните, дальше Вдовиченков мэру скажет: «Вот вы второй человек за сегодняшний день, который перешёл со мной на «ты». И тоже – представитель власти».

кадр 125. фаза 2

Первый – этот.

Этот. С какой стати он заговорил так с адвокатом, с человеком-то в галстуке?.. Видно же, что из Москвы – а ему уже по х*ру, откуда он. Ему чхать, кто ты и откуда. Он же – власть! Ему сейчас важно, что бумагу накатали – на мэра: «Ты чего, о**ел, что ли? Ты чего тут возомнил, ***ть?!? Да я щас!..» И вдруг – удачно – входят два мента с улицы! «Так! Вот этого возьми-ка! Давай его сюда, в каталажку!» – и всё, нет Николая. А этот перед начальством потом ещё и отчитается: «Посадил за нарушение правопорядка, кричал, руками махал, ударил милиционера, свидетелей целая куча…» Как у нас водится.

А может, ему так и сказали: «Вали, скрути!..» Они же могут спровоцировать всё что угодно… Ну вы что, не знаете, что ли…

Я знаю. Интересно, откуда вы это знаете?

Из рассказов людей, которые попадали во все эти тяжкие. Слушайте, целый массив текстов уже существует на эту тему! От Шаламова до сегодняшней неангажированной журналистики. О практике, которая не стала литературой, я уже и не говорю. Это же очевидные для многих вещи.

Вы спрашиваете, откуда я это знаю? Странно – я ж не в колбе какой вырос. Я плоть от плоти этой страны с генетическим уже её чувством бесправия и каким-то извечным холопским презрением к человеческому достоинству.

кадр 125. фаза 3

Не секрет, что вас в связи с «Левиафаном» не раз обвиняли в том, что вы якобы снимаете про то, чего не знаете. Мол, выдумали себе там что-то из головы…

Знаете, что меня поражает?.. Каждый, кто живёт в России достаточно долго (в двадцать лет огонь романтизма ещё может играть с нами в прятки), всякий, кто ведёт уже сознательную, самостоятельную жизнь – каждый знает всё это. Враньё о том, что такого, как в «Левиафане», не бывает, для меня просто поразительно!

Когда мы создавали этот фильм, я был уверен, что он стоит на защите таких важнейших понятий, как неприкосновенность личности, справедливость, достоинство, частная собственность, право. Фильм всем своим существом призван защищать в человеке его чувство свободы. Гражданский пафос картины – в яростном протесте против тотального беззакония, в котором мы с вами привычно обретаемся. Этот фильм и создан-то только во имя этого гуманистического идеала: человек свободен и личность его неприкосновенна!

Можно кивать на чужой опыт двойных стандартов и на несовершенства правовых институтов, сыпать справедливыми претензиями в адрес фактического отсутствия декларируемых свобод в странах, называющих себя демократическими, но какой в этом прок, если в твоей родной стране нет уважения к человеку, к требованию справедливости; если у огромного большинства граждан в самом строе их мыслей нет ясного понимания, что без приоритета права, без главенства закона, равного для всех без исключения, общество наше стагнирует в плену религиозных камланий, бесправия и беззакония; мы алчно проглатываем друг друга, как ненасытные варвары, и дичаем в своём равнодушии к человеку.

Фильм кричит об этом, ведь он провозглашает личность человека – притом любого, не нам судить – как главную ценность человеческого сообщества. К нашему с вами сожалению, эти идеи всегда оставались только умозрением, а точнее сказать, утопическим идеалом некоторых гуманистов-интеллектуалов и никогда – практикой государственного строительства. Но нельзя забывать о ценностях этого идеала, нужно стремиться удерживать в пространстве культуры эту – пусть утопическую – эталонную меру.

Как же можно быть таким слепым, чтобы, посмотрев «Левиафан», не разглядеть этого?! Это просто поразительно.

кадр 125. фаза 4

Я как-то ненароком вновь свернул на ту смысловую часть, от которой сам изначально намеревался держаться подальше…

Похоже, мы этого не избежим. Но мне кажется, хорошо, что мы цепляем и такие темы. Потому что если это будет рассказ только о количестве дублей, освещении, командах для массовки и ракурсах – думаю, в какой-то момент всех это просто укачает. Так что если мы с вами будем добавлять сюда какие-то смысловые вещи – хуже от этого не станет.

Полицейские в этой сцене – массовка?

Это актёрствующие статисты, кажется так.

А если б вы не захотели снимать дежурную часть в Москве, то повезли бы их всех туда, на берег Баренцева моря?

Нет, конечно. Там для подобных целей мы приглашали актёров из театров Мурманска и соседних с ним маленьких городков.

кадр 125. фаза 5


Читать далее: Глава девятнадцатая: Секретарша прокурора

теги: эксклюзив, спецпроект, интервью, режиссер, российское кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Левиафан

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.