На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами» фильм Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 

Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами»

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 28.09.2019

В Москву со своим семинаром прилетел сценарный гуру Кристофер Воглер, автор книги «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», которая по праву входит в список самых важных книг по сценарному мастерству. Мы побывали на полуторачасовом мастер-классе Воглера – и предлагаем вам практически полную его стенограмму. И сразу спойлер: в своём выступлении лектор вспоминал не только про «Короля Льва» и «Звёздные войны», но упомянул и увиденные им российские фильмы – «Юморист» и «Заповедник»!

Теперь я подробнее расскажу вам о своих идеях. У Кэмпбелла каждая история – это метафора. Он говорил, что люди хотят увидеть себя в этих историях. Каждая история – это история про них. А если они чувствуют, что история не про них – значит, это скучная, плохая история. Они или говорят: «О, эта история про меня!» – или отходят назад: «Нет, не про меня, я не могу идентифицировать себя с этим персонажем, тут нет контакта с моей жизнью». Поэтому когда я работаю над чьим-либо сценарием, то стараюсь создать эти связи – чтобы многие в зале почувствовали: «Это моя история». Это должна быть универсальная история, которая задаст некий вопрос всем сразу, расскажет о некой жизненной проблеме, которую поймут решительно все.

История у Кэмпбелла – это метафора путешествия. Эту мысль я тоже поддерживаю. Иногда герои действительно начинают в одном месте, а заканчивают в другом, получают определённый опыт, после чего могут продолжать путешествие или возвращаться домой. Но даже если они остаются в одном доме, всё равно присутствуют какие-то изменения – например, эмоциональные. Или изменяется мир вокруг героя: герой остаётся в одном месте, но «путешествует» мир. Мы с Кэмпбеллом придерживаемся этой концепции, потому что мы всё время путешествуем в своей жизни.

Как и Кэмпбелл, я тоже разбил историю на несколько частей – или «этажей», где есть четыре главных движения, как в симфонии, как четыре времени года, как движение часов. Четыре главных изменения, которые должны произойти практически в каждой истории.

Первое – это обычный мир, мир, который герой хорошо знает, в котором он живёт: дом героя, его страна, его семья, окружение. Обычно герою немножко неудобно в этом мире. Может, ему там и хорошо, но аудитория знает, что всё не так просто. Может, эта жизнь слишком хороша, чтобы быть правдой. Аудитория понимает, что тут будет движение, в этой истории будут изменения.

И в этой части проявляется зов к приключениям. Когда кто-то приходит, стучится в дверь к герою и говорит: «Пошли со мной, отправимся в путешествие!» Часто герой опасается этого предложения – может, у него был плохой опыт в прошлом, или он боится неопределённости, ему приятнее находиться дома. Но потом происходят изменения, которые заставляют героя выйти из дома. Он не может больше оставаться на месте, ему приходится двигаться.

Герою в этом часто помогают. Очень часто в историях, сказках, мифах появляется персонаж-ментор. Вы видели его в «Гарри Поттере», во «Властелине Колец» - к герою приходит такой старый мужик с бородой: «Давай, молодой, ты сможешь, пошли путешествовать!» И очень часто он ещё даёт ему что-нибудь – меч или кольцо, или летающий ковёр, что-нибудь в этом духе, что будто бы придаёт чувство уверенности. И тогда герой говорит: «Я готов к путешествию!»

Кристофер Воглер на мастер-классе в Москве

Вторую часть Кэмпбелл называет «спуском». Потому что герой идёт вслепую и в неизвестное – и доходит до черты. Вот мир, который я знаю, мой дом, моя зона комфорта – но мне приходится идти туда и ступать на неизвестную местность, и часто – с закрытыми глазами. И герой идёт вниз, в какой-то подземный мир. И там с ним происходят интересные вещи...

Сколько здесь сценаристов?.. Вы-то знаете, что второй акт – очень сложный. Вы все это уже поняли. Но есть некоторые приметы, которые могут помочь вам этот второй акт безболезненно пройти. Ведь тут у нас есть время, чтобы сделать героя более глубоким, чтобы узнать его получше. Есть время, чтобы завязать нашу дружбу с этим героем, собрать его команду, показать его врагов. Кто-то, например, хочет обмануть его, украсть у него что-нибудь – и путь героя становится всё сложнее и сложнее. Каждый раз герой проходит через страшные и пугающие его места – а в самом низу этой части нашего круга живёт, конечно, дракон. Тот монстр, что тянет героя ещё глубже.

И тут аудитория думает (буквально, может быть, на секунду), что герой умер. И это очень важная часть истории. В каждом мифе есть сцена, похожая на эту. Где герой ненадолго исчезает – и мы не знаем, что же с ним случилось. «Где же мой герой?!» - начинаем мы плакать, но тут герой снова появляется и машет: «Я живой!» Так авторы манипулируют нами, и это очень интересно, потому что в этот момент мы становимся детьми. Мы как будто играем в игрушки: игрушка кричит «Я умираю!» - и мы продолжаем играть в одиночестве. А в кино мы за это же ещё и платим деньги! По каким-то причинам мы нуждаемся в этом. Если немножко почувствовать смерть – жизнь становится более яркой. Мы платим деньги, чтобы быть напуганными смертью.

Но мы не дистанцируемся от героя. Напротив, он должен быть очень нам близок. Вы должны идентифицировать себя с героем. Мужчина это, женщина, робот, лошадь или инопланетянин – без разницы. Часть вас находится в этот момент на экране, вы проецируете часть себя туда. Что происходит с героем – происходит и с вами. Мозг видит что-то на экране или на сцене – и верит этому, и не может отличить фантазию от реальности. Если героя прокалывают шпагой – вы чувствуете своим телом, что это вас прокалывают! Некоторые киношники делают это лучше других, делают это очень хорошо.

страницы 1 2 3 4
теги: мастер-класс, сценарий

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.