На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Кинодрафт. «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева» фильм Левиафан Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Левиафан

Кинодрафт. «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 01.04.2020

У книги «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева» – четыре соавтора: сам Звягинцев, Олег Негин, работающий вместе с ним уже более дюжины лет, а также Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий, написавшие «Возвращение», – то самое, что сделало режиссёра всемирно известным.
Но интереснее всего тут не литературная основа будущих кинолент, а комментарии их автора на полях. Сегодня они позволяют нам лучше понять, как рождалась современная классика.

Разворот книги «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»

В «Елене» Звягинцев помечает, что у Владимира должен быть шрам от аппендицита, а у Катерины, возможно, «заметен шрам (характерный) после попытки суицида». Строчку из «Нелюбви» «Двери лифта открываются – из него выходят две слегка расслабленные, подвыпившие девушки» сопровождает памяткой: «Девушкам – выпить на площадке!!!». В «Левиафане» передаёт «привет самим себе», делая отсылочку к «Изгнанию», а в «Возвращении» подробно описывает будущую татуировку:

Меч на фоне крыльев. Меч и крылья. Не нож, так как нож – инверсия символики меча. Нож для убийства. Меч – для битвы. Меч европейской, но не восточной формы!!! Прямой, обоюдоострый с рукоятью, означающий религиозное очищение, соединение.

Иногда тут – пометки актёрам:

Пауза. Взгляд. Сыграть смерть через молчаливый взгляд.
Алекс. 4 состояния:
– До 35-го эпизода: уверенность. Сила. Камень. Патриархат.
– После 35-го эпизода до 121-го: разрушен. Пытается собрать себя. Не слышит её по-прежнему. Старается не выказывать свою слабость, но не выходит. Катастрофа.
– 121-й и далее до 162-го: раскаяние. Запоздалое раскаяние. Поздно. Омертвение – он понемногу становится Марком.
– 186–188-й: откровение.
Актёру. Воспитывать, тренировать в себе следующее качество: не следи за собой, не смотри на себя со стороны. И не про развязность как подмену свободы я говорю, а про свободу от собственного взгляда со стороны, про «думку» о том, «как я сейчас выгляжу». И не в смысле: каким своим боком повернулся, да как на мне сидит эта футболка, а совсем забыть про взгляд (!!).

Разворот книги «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»

В другой раз – размышления о персонажах:

Её передачи, её репертуар: «Пусть говорят», «Ищу тебя». Обязательно!!! «Давай поженимся» – найти «хорошие» моменты.
Рохля… Лентяй. Инфантильный, довольный тем, что есть… Виноваты все вокруг, кроме него: правительство, футбольная команда, соседи, сослуживцы (если есть работа)… Потребитель, мещанин высшей пробы… Смотрит телевизор («питается» им) и даже обо всём имеет собственное мнение (сплошь стандартные заимствованные мысли). Иногда очень даже доволен собой.
Почему он за ней следует, а не она за ним, например? Кто тут кого преследует? Что, вообще говоря, между ними? Страсть? Любовь? Так, приключение? Недоразумение? Какой природы это наваждение (солнечный удар)? Надо ли тут нам вносить какие-то детали, свидетельствующие о том или ином?

А то вдруг – нечто куда большее, почти дневниковые размышления о Смыслах:

Если в основу концепции фильма заложено взросление детей, тогда это переход в иную систему отношений с миром. Если происходит это лишь с появлением отца, тогда эту историю следует рассматривать на принципиальной разнице между мужским и женским естеством. Что есть образ женщины? {…} Что есть мужчина?
Отец построил этот дом для своих детей – Марка и Алекса; посадил сад, всё приуготовил для них. Но они оба оставили дом отца – отправились в Город. Туда, где цивилизация. Эдемский сад – как противопоставление урбанистической цивилизации, Городу.
Музыка напрямую обращается к эмоциям, без посредников. Бьёт сразу в цель. В то время как поэтический, кинематографический, литературный образ обращён (нет, конечно же, так же к эмоциональной сфере), но через посредство мышления. То есть образ литературный обращён к знанию, пониманию и только потом падает в омут эмоциональной сферы. Музыка же напрямую попадает туда. Это сродни таким событиям, как открытие или откровение.

Разворот книги «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»

Актёру на роль Николая. Смотреть!!!
«Они сражались за Родину»;
«Калина красная»;
«Печки-лавочки».

На «Возвращении» дебютант ещё позволяет себе что-то «брать» у заграничных коллег: «Пример освещения: «Пианистка» (Ханеке). Сцена ночью в спальне, истерика И. Юппер на груди у матери», «Коэновский план дороги». Однако остальные референсы – уже из мира изобразительного искусства: вот здесь – Эдвард Хоппер («Летний вечер», «Девушка на кровати пишет письмо»), вот здесь – Эндрю Уайет, дважды – «Изгнание из Рая» Мазаччо («Жест Адама, закрывающего лицо рукой» в «Изгнании», «Мазаччо!!! Ева!!!» в «Левиафане»). Ну и конечно – прославленный «Мёртвый Христос» Андреа Мантеньи («И ракурс, и «длиннофокусная оптика» как в оригинале. Источник света – справа. Простыня. Поворот головы»).

Вера перебирает чёрно-белые фотографии из целлофанового пакета. {…} Среди этого набора семейных реликвий фотография, мизансценически повторяющая сюжет из Леонардова эскиза «Святая Анна и Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».

Вспоминает порой режиссёр и литературных классиков: все четыре строфы мандельштамовского «Я знаю, что обман в видении немыслим…» сопровождают скупую сценарную строчку «Владимир едет по городу», а довлатовский афоризм «Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду» подводит черту под «Левиафаном».

Чёрт у Достоевского говорит Ивану о своей мечте «воплотиться безвозвратно в тело какой-нибудь купчихи семипудовой и верить во всё то, во что она верит». Входить в храм и искренно ставить свечку!!! Искренно!!!

Разворот книги «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»

страницы 1 2 3 4
теги: книги, сценарий, российское кино, режиссер, за кадром

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Левиафан

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.