На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала фильм Левиафан Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи > фильм Левиафан

Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 22.04.2020

«Начало» и «Матрица», «Дурак» и «Левиафан», «Ночной Дозор» и «Географ глобус пропил», «Земляничная поляна» и «Крамер против Крамера»… Хотите узнать, как они сделаны, по каким законам написаны? Эта книга даст вам если не все, то многие ответы – подсказав заодно направление, где следует искать остальное.

Кадр из фильма «Матч-пойнт»

Хотя всё же необходимо отметить, что тут немало строк уделено и тем мастерам, которые, балансируя всю жизнь между «зрительским» и «авторским», остаются в сознании абсолютного большинства именно что Авторами – причём именно что с большой буквы.

Так, Талал уделяет несколько страниц творчеству братьев Коэнов, предпочитающих работать «с не меняющимися персонажам» («Коэны сразу создают сложные, противоречивые характеры и наблюдают за тем, что с ними происходит в порой ещё более противоречивых обстоятельствах»).

Подробно анализирует главную изюминку вудиалленовского «Матч-пойнта» («Действительно, наступает момент, когда твоя судьба зависит от удачи… но удача слепа, она не судит, не наказывает, не воздаёт. Удача не более чем случайность, и в этом смысле пути её неисповедимы. То есть сначала автор вырисовывает фигуру провидения и только потом уже опрокидывает её, заявляя, что оно равнодушно к нам или что его логика нам неподвластна»).

А на примере тарантиновского чемоданчика и джармушовских близнецов наглядно указывает на принципиальные отличия между двумя вышеобозначенными полюсами:

Ещё одна особенность авторского кино: помещение в сюжет мифических элементов при отсутствии их объяснения. {…} У Тарантино в «Чтиве» есть чемоданчик, содержимое которого светится, если его приоткрыть, и вызывает изумление. Зрительское кино никогда не позволит себе бросить зрителя без толкования тайны. Чемоданчик – и охота на него – станут центральным элементом сюжета, ответы непременно найдутся… Проблема в том, что среди возможных ответов на вопрос «Что действительно неожиданное и впечатляющее может находиться в таком чемоданчике?» неочевидные варианты требуют огромной изобретательности.
Джим Джармуш тоже постоянно создаёт сюрреалистичные образы в своих фильмах путем отказа в их толковании. В «Патерсоне» герой постоянно видит близнецов. Вряд ли объяснение в том, что в этом городе действительно так много близнецов и они ему постоянно попадаются. Этот феномен превращается в мистический, но даже мистика подчиняется определённой логике. {…} Зрительский же кинематограф старается избегать событий, не имеющих буквальных толкований в пласте сюжета; он склонен включать их в правила описываемого мира и объяснять, как они работают. «Матрица»: мир устроен определенным образом, дежавю – признак того, что в программе что-то изменили, и т. д.

Кадр из фильма «Патерсон»

Да что говорить, тут даже Бергману нашлось место!

Кто, по-вашему, оппонент героя в «Земляничной поляне»? Кажется, что он сам, или что оппонентов нет вообще, или нечто эфемерно-поэтичное вроде «старости» или «времени», но на самом деле его оппонент – милая невестка Марианна. Именно Марианна обрисовывает Боргу, каким видит его она сама и сын профессора. «Он ненавидит вас… Вы эгоистичный старик, дядя Исак. Вы абсолютно беспощадны и не слушаете никого, кроме самого себя. Но всё это вы прячете за своим старомодным шармом и манерами. Под вашей благожелательной наружностью вы тверды как гвоздь». Вот кто изобличает героя и зарождает в нём сомнение в собственной правоте и непогрешимости; вот перед кем он реабилитирует себя.

Обложка книги Александра Талала «Миф и жизнь в кино. Смыслы и инструменты драматургического языка»

В своём предисловии Александр Талал пишет: «Предмет книги – давно волнующая меня теория о сочетании в произведении мифических и жизненных элементов для создания правильного баланса. Правильного для конкретного зрителя, разумеется». Насколько «Миф и жизнь в кино» соответствует заданному курсу – решать уже читателю.

Вот Павлу Санаеву, например, всё понравилось – так что закончим материал его цитатой с четвёртой стороны обложки:

Шикарная книга! Просто шикарная! Здорово, что Талал не стал писать ещё одну книгу на тему «как создавать сценарии» и в десятый раз перечислять базовые вещи, а сразу заговорил о высших смыслах драматургии.

Ну ок.


Читайте также:

Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала (избранные цитаты)

Кинодрафт. «Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева»

Кинодрафт: обзор новинок «Альпины нон-фикшн»

Рецензия на книгу Гэвина Эдвардса «Мир по Тому Хэнксу»

«Мир по Тому Хэнксу» Гэвина Эдвардса: избранные цитаты

Рецензия на книгу Гильермо дель Торо и Корнелии Функе «Лабиринт Фавна»

Рецензия на сценарий фильма «Фантастические твари. Преступления Грин-де-Вальда»

Возвращение супергероя: Карл Маркс становится героем комиксов. «Манифест Коммунистической партии в графической адаптации Мартина Роусона»

Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино)

Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 4: Прибытие поезда

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 6: Привет Лознице

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 8: «Фаберже» и «восьмёрка»

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 12: Тайная вечеря

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 16: Чеховское ружьё

«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 21: Хождение по мукам

Ни дня без Бергмана: «Земляничная поляна» (1957)

страницы 1 2 3 4 5
теги: кинодрафт, книги, мастер-класс

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Левиафан

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.