|
|
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 2: «Иксы»автор Максим МарковПродолжаем суперпроект «Левиафан». Разбор по косточкам». Из нашей беседы с Андреем Звягинцевым мы поняли, что в «Левиафане» нет «просто кадров» — смыслом наполнено даже безмолвное вступление. Читать ранее: Глава первая: Увертюра. Первый кадр — Я уже говорил: присутствие следов человеческой деятельности мы должны были увидеть только в середине этой череды планов, приближаясь всё ближе и ближе к месту обитания человека. Но в монтаже я решил, что этот план должен стать вторым – притом, что там, вы видите, маяк горит и трижды мерцает. Я решил закрыть глаза на умозрительную идею и оставить его здесь, потому что мне очень нравится этот план, это мгновенное расширение взгляда. Вы же помните, какое впечатление создаёт он на экране — такая громада тёмной стихии!.. Мы сняли несколько композиционных ракурсов, минимум три варианта. Вот здесь мы совсем немного отдали небу, а были варианты, где чуть больше отдали, или где линия горизонта была посередине. Но чем уже становилось небо, тем больше и больше меня впечатлял этот план. И в конце концов эта вот последняя версия — она мне очень нравится. Нравится, что где-то там, далеко-далеко, в перспективе, трижды мерцает маяк. Причём, не каждый это замечает даже на экране, я с удивлением это обнаружил. Не всякий обращает на него внимание: белый луч света, потом через паузу красный и потом ещё один белый — и тут же мы уходим в склейку на следующий план. — Третий кадр — противопоставление второму: там было много воды, здесь — много камня.
— Зато четвёртый кадр мне кажется абсолютно симметричным: половина на половину... Это чьё достижение — режиссёра или оператора?
— Твердь. Первый план, второй, третий и вот этот пятый сняты все в одной точке, практически просто в разные стороны поворачивали камеру. Первый — взгляд сверху, биение волн. Второй — в перспективу. Третий — буквально десять-пятнадцать метров отошли на этом плато и сняли план, где чайка летит и много скалы. Четвёртый план с большими валунами на берегу снят в другом месте и в другой день. А пятый — опять это же плато. Мы развернулись и посмотрели чуть вверх. Вот так и выглядит это плато. Надеюсь, вы понимаете, что когда я говорю «поворачивали камеру в разные стороны», всё совсем не так выглядит на деле. Это одно место, да. Но для каждого кадра нужна новая оптика, новая точка для штатива и даже иногда другой штатив. У нас было три или четыре варианта оптики – длиннее, шире и пятидесятый, штатный. Меняя оптику, ты, естественно, меняешь и композицию: чуть сдвигаешь больше сюда, к этой вот расщелине, или наоборот, уходишь от неё, и так далее. Всё это варианты взгляда. — Если длительность плана с волной определялась её ударом, то что с камнем? — Это уже озеро, пресное. Нам повезло, что не было ветра и озеро было как зеркало ровным. Если бы была даже лёгкая рябь, мы получили бы другой эффект. Если перевернуть это изображение, будет абсолютно такое же впечатление: зеркало. И тут тоже были варианты. Когда мы сели за монтаж, я долго выбирал, мучился с композицией. Были варианты, когда правую часть кадра эта вот скала занимала полностью. — Это был поиск золотого сечения? — Вы в оптике сами разбираетесь или оставляете эти вопросы оператору? Всё, что ниже, к «двадцатке» идёт, к 18-му, 15-му, не дай Бог, к 12-му объективу – всё это широкие линзы, и предлагают они всё больше и больше пространства вокруг. Зато и искажение пространства происходит вместе с тем. С точностью до наоборот действует длинная оптика. Длинный объектив (выше 50-го) приближает объект, который ты наблюдаешь перед собой. 60-й, 70-й смотрят уже, это взгляд в глубину, но и приближают к нам снимаемый объект. Это всё, что я знаю. Сказать: «Давай поставим 32-й объектив», — я не могу. Нет, могу, конечно, предложить поставить 32-й — и тогда только убедиться: «Ох, нет, извини, Мишель, давай сороковой, например». Одним словом, предложение по оптике я могу оценить, увидев композицию в кадре, а сказать: «Нам нужен тут 24-й объектив», — нет, это уже не моя епархия, это уже mauvais ton. Но, вообще говоря, мы стараемся не забираться в крайности, мы снимаем вокруг 50-го объектива. Снимаем предмет таким, каким он является нам в пространстве, безо всяких фокусов. И всё равно иногда приходится прибегать к некоторым из них. Тогда следим за тем, чтобы не было очевидных искажений предметного мира. — Это то же самое озеро? Я рассуждаю именно так: правда и есть сама красота. Мы не можем обличать этих людей, потому что они суть наши собственные отражения в зеркале искусства. И уже потому, что мы имеем дело с художественным произведением, а не с социологическим портретом, не с документом, уже по одной этой причине можно говорить только о мере правдивости в изложении событий или о мере подгона. Для меня — это точно не подгон. А если кто-то станет говорить, что «всё это вымысел», что фильм «запредельно конъюнктурен», что «таких людей не бывает», или что «в России так не пьют», в ответ я буду утверждать, что этот человек не знает своей страны. И уж если говорить о трактовке, я формулировал это так: вот мир, созданный Творцом, — а вот то, что в нём происходит по воле человека. — Замечательно, что мы столько говорим о планах, которые в иных фильмах выступают как банальная «перебивка», открыточный план природы. А вы раскрываете смысловую напряжённость каждого кадра…
— Вы уже упоминали эту ЛЭП — это и первое деяние человека…
— Эта пристань настоящая?
Смотрите, сейчас я нарисую: вот тут – кладбище кораблей (1), вот здесь – берег (2), с которого мы снимали дважды или трижды общий план на дом. Вот здесь дорога уходила в Мурманск (3), вот дамба (4), рядом с кладбищем кораблей. Тут была отмель (5), тут был мост (6), вот отсюда (7) мы снимали общий план, когда в финале по мосту едут, как их называют, «членовозки», которые везут чиновную братию. И возле моста – декорация, дом Николая (8). За мостом – берег, и вот там – Баренцево море открывалось (9). Так вот, где-то здесь (10) мы снимаем причал, ухнувший, древний, давно сгнивший – тот план, который вы видите. Мы просто не видим дом, он «спрятался» за куском причала, зато мы видим гору, которая нависает над этим домом. Над домом Николая. — Здесь ведь люди уже живут?
— Это ведь заросшая лодка, да?
— Я правильно понял, что кладбище кораблей — не рядом с разрушенной пристанью, а в другом месте?
— Это большое кладбище? К вопросу о числе ракурсов?..
Тут вопрос ракурса: отсюда снимешь — вот это получишь, снимешь оттуда — получишь другое впечатление. И если со всех возможных сторон это снять, будет ощущение, что это какое-то гигантское кладбище кораблей. Но здесь, я думаю, десять-двенадцать кораблей всего. — Как вы выбрали момент, когда должна закончиться музыка? От чего всё шло — от монтажа или от музыкального фрагмента?
То есть, музыка закончилась сама по себе, по своим собственным законам, а пейзажи ещё некоторое время длятся, у них свой сюжет и свой автономный ритм. Такой вот принцип не буквального следования или комментирования происходящего на экране, а принцип параллельного развития взаимоподдерживающих и обогащающих друг друга выразительных средств воздействия: музыкального и визуального рядов, лежащих каждый в своём слое. Первая реплика здесь, я считаю, — лай собаки. И поэтому, когда музыка исчезает, а мы слышим собачий лай так, словно он длится уже давно, — возникает ощущение, будто бы это у нас в голове звучала некая музыка, а сами пейзажи — они молчаливы. Вот как-то так. Тут же есть ещё одна реплика — с моторной лодкой... — Давайте про лодку чуть позже, потому что я всё равно этого вопроса не избегу: это вообще тот момент, когда у меня родилась идея этого интервью. — С моим монтажёром, Анной Масс, фильм мы стали монтировать, начиная с плана дома на берегу. Дошли до конца фильма, склеили эпилог, и только потом вернулись в начало и сделали пролог, вход в картину. То есть, пейзажи эти мы клеили, согласовывая одно с другим. Это одни и те же места, почти те же ракурсы. Мы снимали пролог в августе, некоторые планы в сентябре, а потом, дождавшись первых заснеженных дней, в ноябре сняли финальные планы. Но мы не руководствовались такой задачей — зимой поставить штатив ровно в ту же самую точку, где он стоял летом. Меток мы не делали, в этом не было необходимости: пространство узнаваемо, и в следующий раз могло быть решено другой оптикой, или чуть ниже по штативу. Ты выбираешь композиционное равновесие и запускаешь камеру. Есть планы, которые определённо узнаваемы. В монтаже необходимо было, так мне казалось, повторить некоторые ракурсы «дословно»; некоторые, но, разумеется, не все. Иначе это было бы тавтологично. Два-три точно воспроизведенных плана создавали ось этого повествования. В тех, например, планах, где торчит опора ЛЭП и дорога уходит в перспективу, конечно же, чувствуется рифма. Кладбище кораблей рифмовалось, это очевидно: видно, что это то же самое место, но ракурсы там совершенно другие. Вообще, вокруг кораблей мы «плясали» так, что, я думаю, минимум ракурсов пятнадцать совокупно — и зимних, и летних — у нас есть, потому что там огромное многообразие взглядов, это очень интересный объект сам по себе. — Как вы себя ограничивали при такой фактуре? Иные десять минут показывали бы всю эту «красоту», а у вас всего несколько планов — и их хватает…
Читать далее: Глава третья: Дом и моторная лодка
читать также: все новости о фильме Левиафан
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |