|
|
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 5: Номер в гостиницеавтор Максим МарковКомментируя 21-й кадр своего фильма, режиссёр Андрей Звягинцев рассказал, зачем в номере переставляли мебель, кто играл мужика в доме напротив и почему блики на шторах не совпадают с картинкой на телеэкране. Читать ранее: Глава четвертая: «Прибытие поезда» КАДР №21: Номер в гостинице
— Это настоящий гостиничный номер? Мы обошли несколько этажей гостиницы: в каждой комнате разная мебель. Единственная, которая нас устроила, — именно эта, мы нашли её этажом ниже. Но там нас не устроил вид из окна. Точнее так: вид из окна нас устроил здесь, именно в этой комнате. Гостиница стоит на склоне горы, и абсолютно такой же высоты жилой дом напротив — значительно ниже по склону. И потому с последнего этажа гостиницы взгляд не упирается в стену дома, видна крыша и ещё какая-то даже перспектива за ней. Я надеялся, что днём мы разглядим вдали горы, которые глазом видны. Но для того, чтобы их увидела оптика, нужно было бы специально сделать это объектом внимания. Поскольку в этом не было нужды – иначе было бы нарочито, как вставной зуб — всех прелестей заоконного вида мы, конечно, не получили. Тем не менее, вот эта линия горизонтальная — торчащие вентиляционные люки, телевизионные антенны — всё равно создают интересную фактуру. Мы попросили в гостинице, чтобы нам дали возможность перенести мебель с одного этажа на другой, для съёмок. — Мораль: никогда не надо смиряться с действительностью, всегда можно подстроить её под свои замыслы. — А чем вам обои не понравились? — Включая телевизор? — Гостиничный номер появляется в картине четыре раза. Вы все четыре сцены снимали подряд? Утром, днём и вечером? Мы приехали в Кировск, и все объекты, которые должны были снять в этом городе, снимали день за днём. Эпизоды в гостинице мы снимали одним блоком: скажем так, в понедельник, во вторник и в среду. Ну вот, например, был эпизод, который не вошёл в фильм (он есть в «Удалённых сценах»), — когда Вдовиченков, поднявшись наверх, входит в свою комнату, снимает пиджак, галстук, бросает на кровать, начинает расстёгивать рубашку и смотрит в зеркало, вздыхает тяжко — потому что тяжёлый день, битва с мэром, а перед тем полночи пили — и идёт в душ… Этот эпизод, наверняка, мы присовокупили к какому-нибудь из эпизодов, которые снимали вечером или утром, подцепили «прицепом», потому что он не столь сложен, как, например, любая из сцен с Лядовой. Но все четыре, которые вы наблюдаете в фильме, вбить в один день! Совершенно нереально!.. То есть, как известно, возможно-то всё. Но тогда это халтура по всем направлениям. Именно поэтому мы и имеем девальвацию кинематографических профессий. Творческие задачи нельзя решать нахрапом, по-быстрому. Так делают те, кто гонит количество. Их мало волнует качество. Потому что количество — это деньги, а качество — всего лишь репутация. Кого это сейчас интересует?.. Так что совершенно точно: у нас было минимум три съёмочных дня. Этой сцене — ночной — мы отдали полсмены точно. Сперва, когда достаточно стемнело, сняли подъезд машины, потом поднялись наверх и стали готовить этот план, репетировать сцену, искать ракурс, оптику, ждать, когда небо чуть посветлеет. — В книге про «Елену» вы рассказываете, что специально монтировали телесюжет. Как обстояли дела здесь? Было ли для вас важно, на какие программы попадает герой? — И как вы отбирали, что он там увидит? Я почему говорю, что вы задели больное место: мы смонтировали свою череду кусков из разных передач, договорились с телеканалами о том, что мы используем их изображение. Это было, как на «Елене», но тогда мы предварительно купили права на использование фрагментов из определённых, заранее согласованных передач. А тут, когда мы вошли в монтаж и практически уже до середины фильма дошли, вдруг выяснилось, что с нами никто не хочет подписывать договор. — Потому что узнали, про что фильм? Так вот, вдруг (это было, наверное, в феврале или в марте 2014-го, когда уже весь фильм был смонтирован) мне сообщают, что несколько телеканалов — не помню, какие именно — категорически отказываются с нами сотрудничать. И вот тогда нам пришлось постфактум находить тех, кто согласился бы дать нам фрагменты своих передач, и втискивать их сюда, заново всё переклеивая, компьютером вживляя, инсталлируя туда новое изображение. При этом — важная деталь — в моменты склеек видно, что и на шторе, и на глянцевой поверхности этой тумбочки происходит смена световых пятен! И они должны были совпасть. Это было очень непросто сделать. Мы, конечно, до конца их не совместили — просто невозможно найти такое же изображение, где точно такие же были бы перемены, которые так же бы меняли блики в отражениях. Это просто нереально. Поэтому если всерьёз смотреть на это изображение, вот на этот кусочек, вы увидите расхождения между бликами и тем, что происходит в экране. Но это станет заметно, только если вы будете пристально туда смотреть — тогда, быть может, вам покажется, что вы что-то увидите. — Андрей Петрович, мне казалось, что это я пристаю к вам с нелепыми вопросами о «мелочах», а вы сейчас говорите вообще сумасшедшие вещи: что вы придавали значение бликам на шторе!.. — Ну разумеется! Этому нельзя не придать значения! Запустите проекцию — и вы увидите, что когда он меняет на пульте канал, экран гаснет и включается новый. И эти точки мы соблюли, входы в новое изображение. Но сами фрагменты надо же было заново искать, совершенно новые!.. — А вот здесь планировалось, что Николай попадёт на сюжет про «Pussy Riot»? — Представляю зато, с каким облегчением потом вздохнули те люди, которые не дали вам этого материала: «Хорошо, что мы перестраховались!» — У нас часто ругают современное кино за то, что в нём нет второго плана. А тут мы видим не просто второй план — второй дом, в котором живёт человек! И это один из моих самых любимых моментов у вас в фильме. Вот расскажите: вам, наверное, нужно было здесь светлое пятно? Мы выставили камеру и попросили парня, у которого с собой была рация, чтобы он произвёл там какие-то движения (не помню, как его звали, Сергей, допустим, кто-то из съёмочной группы). Я не видел пространства этой кухни, никогда не был в той квартире, поэтому я ему отсюда давал указания: «Подойди к раковине», — он подошёл к раковине. «Теперь к холодильнику», — он подходил к холодильнику. «А теперь к столу, что-нибудь там сделай. Штору двинь», — и он всё это проделал. «Вот-вот, сейчас ты что делаешь?» — «Я сейчас стою над плитой». — «Когда я тебе по рации скажу: «Сергей», — в этот момент подходи к плите, ставь на неё что-нибудь». Рассказал ему, что делать: чтобы он задержался там, не просто подойдя и встав как истукан, а реально производил бы какое-то действие. Я говорю: «Поставь, а теперь развернись и выйди из кухни». Мы это соразмерили, я примерно понял, сколько ему нужно времени для того, чтобы осуществить все эти действия. Приготовились к съёмке — всё, он стоит в прихожей и ждёт моей команды. Снимаем, и в первом же дубле я понимаю, что не в тот момент он выходит, когда нужно, и потому Вдовиченков его перекрывает. Вот таким образом один-два дубля мы примеривались к тому, чтобы всё происходило согласованно. — Вы Вдовиченкова двигаете из-за того, чтобы было видно человека в окне?.. Мы заранее, за неделю, наверное, до съёмки договорились с хозяевами квартиры, что придёт к ним наш человек — и мы будем у них вот так работать. У меня, правда, другая идея была: в комнате слева от кухни должен был гореть телевизор. Но когда наши люди пришли туда, выяснилось, что в этой соседней комнате — просто мертвецки пьяный хозяин, готовый всех разогнать и, если надо, кости кому переломать. Поэтому мы действовали деликатно — отказались от идеи горящего телевизора и переиграли ситуацию на кухонную мизансцену. Ну, хозяйке, естественно, за использование их квартиры мы заплатили — если бы не заплатили, не имели бы этого счастья, чтобы она нас всё-таки решилась туда пустить. Хотя мне нравилась прежняя идея, она появилась, когда мы пришли в гостиницу впервые, вечером как-то — за полгода до съёмок, наверное. И увидели там, в окне, телевизор. Настолько огромный, что даже отсюда было видно: это передача «Время» — по стандартным очертаниям заставок. Экран стоял прямо напротив окна, буквально в трёх-пяти метрах от него. — Вам бы тогда потом тоже пришлось договариваться насчёт прав… Читать далее: Глава шестая: Привет Лознице
читать также: все новости о фильме Левиафан
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |