|
|
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 8: «Фаберже» и «восьмёрка»автор Максим МарковПродолжаем суперпроект с покадровым разбором фильма «Левиафан». В новой главе режиссёр Андрей Звягинцев раскрыл тайну появления «фаберже» и наглядно объяснил, что такое «восьмёрка» Читать ранее: Глава седьмая: «Завтрак» КАДР №37
— Продолжая разговор о реквизите: вы отбирали книги? КАДР №38
— Этого героя, Степаныча, вы тоже заявляете через спину… КАДР №39
— Вот компьютер, видите, на столе лежит, лэптоп, о котором я уже говорил. Там вот кучка газет… Ещё валялась мелочь какая-то, рубли и копейки, но они не видны в кадре. КАДР №40
— У вас в фильме очень много комнатных растений. У меня такое впечатление, что куда бы мы ни попали (за исключением дежурной части разве что, если забежать чуть вперёд), – везде цветы. Мне почему-то кажется это приметой советского времени, старого стиля… Правда, мы потом намучились с ними, потому что снимали ведь в течение двух с половиной месяцев. Их, конечно, постоянно поливали, но там же холод – и ближе к концу сентября, в октябре, они подмёрзли и стали потихонечку увядать. Нам пришлось даже некоторые увядшие в горшках цветы поменять на такие же свежие. КАДР №41
— Вы делали что-то с этим берегом? — Как вы одевали героев? Или это вопрос к художнику по костюмам? КАДР №42
КАДР №43: Фаберже
— Папка была пустая – или в ней лежали какие-то бумаги? — Хотя мы их так и не увидим. Потому что краем глаза в какой-то момент мы могли бы как-то зацепить эти документы… Например, когда в самом начале герои едут из гостиницы и встречают гаишника Пашу, Вдовиченков достаёт из портфеля эту папку и перелистывает бумаги. (Пока он не говорит, что привёз те самые «фаберже», просто перелистывает их). Но знать заранее, что из-за плеча мы не увидим этих бумаг – если не самих текстов, то хотя бы стандартных форм, – мы не могли. Потому там и были настоящие дела и даже фотографии, которые к ним прилагались: тела убитых и прочие ужасы… — Здесь вы обновляете для русского языка понятие «фаберже», давая иному слову новый синоним, ставший, как мне кажется, теперь уже довольно устойчивым. Не могу не спросить: как это рождалось? КАДР №44
— Вот этот эпизод мы мучали жуть как долго. Именно этот эпизод – и вот этот кадр. Крупный план Вдовиченкова мы снимали, по-моему, двадцать шесть или двадцать восемь дублей подряд. — И в чём была проблема? — Да, вы говорили, что взорвались колёса на ужасной дороге, это ещё видно в фильме о фильме. — И поэтому у Вдовиченкова не было времени подготовиться, «войти»? — Тут интересное операторское решение: крупный план Вдовиченкова – и при этом мы видим Лядову в зеркале. КАДР №45
— В монтаже, понятно, частить было неправильно. И поэтому мы долго держим камеру на Вдовиченкове. Так долго, что дальше было бы уже странно: ну что же это мы не видим Серебрякова?.. Склеившись на Серебрякова – тоже выдерживаем его максимально долго. Чтобы не частить с этой «восьмёркой», чтобы был неспешный, подробный взгляд на персонажа. — Я всегда думал, что «восьмёрка» – это взгляд из-за плеча: мы видим говорящего и плечо его собеседника – а потом наоборот. Без плеча, значит, тоже «восьмёрка»? «Восьмёрка» – это технический термин для того, чтобы не перепутать сторону, где должна стоять камера, по какое плечо от актёра. А в кадре это плечо или нет, не имеет значения. Если камера стоит здесь (А) и смотрит сюда (Б), то на другого персонажа она может смотреть только отсюда (В) – но никак не отсюда (Г)! Потому что если она встанет сюда (Г), то пересечёт ось взгляда – и тогда взгляды персонажей не встретятся. Будет такое впечатление, что вы смотрите на меня, а я смотрю совсем в другую сторону. Вот и вся «восьмёрка». Весь её принцип заключается в том, чтобы объяснить, что камера должна быть только по одну сторону оси. Если камера здесь (А), то ответная камера – здесь (В). И вопрос только в том, зацепится ли камера за ухо или за плечо оппонента. В этом, кстати, решение этой сцены: у нас был вопрос, цеплять ухо Серебрякова или нет? Пришли к тому, что нет: чистый портрет и никаких ушей. «Восьмёрка» как инструмент монтажных решений – это азбучная истина, первый класс школы. Иногда её нарушают – что кажется мне невероятно странным. Ощущение, что люди школу пропустили элементарную. Хотя я сам знаю это не из школы, мне мой друг-вгиковец рассказал, когда я ещё в театральном институте учился: «А что такое, объясни, почему нельзя нарушать?» – «А потому…» КАДР №46
КАДР №47
— «Лиль, плесни чайку, можно?» – это импровизация. Было понятно, что с этого ракурса сцена уже у нас есть. – «Ты мне доверяешь?» – «Доверяю». – «Ну и всё». И я вижу, что Вдовиченков из дубля в дубль сидит и после реплики Серебрякова: «Ну, хорошо, как скажешь, братуха», — ждёт его следующей реплики. Не то что бы «затаскали» момент, но я вижу, что нужно что-то ещё создать… И мне такие вещи нравятся, потому что актёру иногда надо в этом смысле помочь: разбить сыгранный план. Когда он из дубля в дубль знает, что будет происходить дальше, внести вдруг незначительный слом в игру – в этом что-то есть. Высекается какая-то искра, которая поддерживает в зрителе огонь доверия к происходящему. — У вас в «Елене» был гениальный тому пример, когда Лядова сымпровизировала: «Как будем дербанить хату?» КАДР №48: «Манипулируешь ты мной, младшой…»
КАДР №49: «Я младшим был в батальоне, двадцать лет назад…»
Читать далее: Глава девятая: «Вдоль трубы»
читать также: все новости о фильме Левиафан
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |