|
|
Зомби. К 80-летию жанраавтор Денис Сергеев | 04.04.2008За восемьдесят лет, что существует поджанр фильмов о зомби, он пережил немало взлетов и падений, в числе которых нашлось место и номинации фильма на тему оживших мертвецов на премию «Оскар». К высокому искусству эти произведения никогда не относились, но это не останавливает энтузиастов, к которым без сомнения относится и корифей жанра Джордж Эндрю Ромеро. А началось все в 1929 году с записок одного путешественника… Восстань! Идиллические пятидесятые уступили место громовым шестидесятым. Первые признаки глобальной экологической катастрофы, о которой серьезно заговорили ученые; никому не нужная война во Вьетнаме, в которой увязла Америка; ядерные боеголовки сверхдержав, нацеленные друг на друга; вошедшие в моду героин и кокаин, сменившие марихуану; появление на хайвэях Америки первых «беспечных ездоков». Мир начал сходить с ума, становясь неуправляемым и агрессивным, а страхи общества выплеснулись на страницы газет и экраны кинотеатров. В 1967 году двадцативосьмилетний Джордж Эндрю Ромеро, имевший за плечами несколько короткометражек и рекламных проектов, и его друг Джон Руссо сели за написание сценария своего первого большого проекта. У парней было десять тысяч долларов и огромные амбиции, но бюджет определял содержание. Идея хоррора постоянно носилась в воздухе, оставалось лишь воплотить ее на бумаге. Первоначально фильм грозился обернуться комедией: первая версия сценария звалась «Киношкой о монстрах» и рассказывала об инопланетянах-подростках, прибывавших на Землю и заводивших дружбу с местными сверстниками. Во второй версии нрав пришельцев круто менялся — главный герой «Ночи Анубиса» сбегал из дома и обнаруживал гору гниющих трупов, служивших гуманоидам пищей. Наконец, в третьей редакции сценарий обрел знакомые черты: речь шла уже о зомби, а название поменялось на «Ночь пожирателей плоти». По словам Ромеро, на кардинально новый сюжет его сподвиг роман Ричарда Мэтсона «Я — легенда», в котором все население Земли превращалось в вампиров и ночами осаждало дом последнего уцелевшего. Роли горстки людей, скрывающихся от зомби на одной из пригородных ферм Питтсбурга, Ромеро распределил между актерами местных драмкружков и мелких театров. Мастером грима должен был стать не имеющий за плечами опыта работы в кинематографе Том Савини, но того в последний момент призвали в армию, отправив во Вьетнам военным фотографом. Поэтому заботы о гриме легли на плечи Винсента Гуастини и Карла Хардмана, создавших впечатляющий и ставший каноническим облик живых мертвецов. Как и на любом полупрофессиональном фильме, операторские и монтажные обязанности на себя взяли Ромеро и Руссо. А с музыкальным сопровождением проблем не возникло вообще: авторы фильма купили за полторы тысячи долларов все музыкальные композиции из «Тинейджеров из открытого космоса» (Teenagers from Outer Space), и создали из них саундтрек к своему фильму. Премьера фильма состоялась 1 октября 1968 года. По словам очевидцев, присутствовавшие на премьере зрители после просмотра устроили стоячую овацию. Мировой прокат к настоящему моменту принес $30 млн., а сама картина стала классикой жанра, вызвав огромное количество удачных и не очень подражаний, возведя Ромеро в ранг живой иконы и отца-основателя жанра. В «Ночи живых мертвецов» Ромеро и Руссо основательно перелопатили догматы классических зомби, оставив на месте лишь идею воскрешения из мертвых и неуязвимость мертвецов. Отбросив в сторону всю мистическую составляющую воскрешения, ритуалы вуду и служение господину, они сотворили агрессивных и бесчувственных монстров, наделенных лишь самыми «необходимыми» инстинктами, помогающими убивать. Мало того, что зомби пылали яростью к своим живым собратьям, они еще и поедали их плоть, а укушенные были обречены на «превращение» в ходячих мертвецов. Ромеро намеренно дистанцировал фильм от классических картин: выбравшихся из могил называли живыми мертвецами, ходячими трупами, монстрами и даже вонючками, но только не зомби. Лента сформировала новые постулаты жанра: • Зомби не рождаются — ими становятся (хотя в «Пожирателях плоти 2» это правило было нарушено); Новое поколение После «Ночи живых мертвецов» мир захлестнула мода на зомби. В семидесятых на экраны вышло больше полусотни фильмов, эксплуатирующих жанр. Большинство из них использовало наработки Ромеро, а «классические» зомби оказались практически забытыми. Одним из первых подражателей, ужасный по сути и содержанию стал «Остров живых мертвецов» (Isle of the Living Dead), в котором снялся Борис Карлофф — монстр Франкенштейна во множестве трэшевых фильмов. Ритуалы вуду, девушки-танцовщицы, зомби, люди-змеи… винегрет получился настолько несъедобным, что его можно порекомендовать, скорее, не любителям зомби-муви, а поклонникам самого Карлоффа. Не менее захватывающе смотрелись и «Живые мертвецы» (The Living Dead, 1971) Дона Шарпа, в котором банда уголовников, терроризирующих небольшой городок, в надежде обрести вечную жизнь, в полном составе покончила жизнь самоубийством, а после обернулась зомби. А слепые и проклятые зомби стали героями аж четырех серий «Слепых мертвецов» (The Blind Dead) за авторством испанцев (The Blind Dead — 1971 г., Return of the Blind Dead — 1973 г., Ghost Ships of the Blind Dead — 1974 г., The Blind Dead 4 — 1975 г.). «Страх живых мертвецов» (Terror of the Living Dead), «Склеп живых мертвецов» (Crypt of the Living Dead)… Фильмы снимали за пару недель за сущие гроши, с дешевым гримом, без спецэффектов, вручали названия типа «Зомби II», «Зомби III» и выкидывали в прокат на потеху зрителям. Не отставали от новой тенденции и «порнократы»: часто на свет появлялись бастарды, в названия которых ловкие прокатчики безо всякого повода вставляли ключевые словечки типа «зомби» и «живые мертвецы». Яркий пример — итальянский фильм Хесуса Франко «Кристина, принцесса эротизма», специально для американского проката переименованный в «Девственницу среди живых мертвецов» (A Virgin Among the Living Dead), хотя на самом деле, он имел очень слабое отношение к ходячим мертвецам, будучи забойным сплавом эротики и дьявольщины. Или французский фильм «Одержимые», выпущенный в США под громким названием «Проклятие живых мертвецов» (Curse of the Living Dead, 1974 г.), где ужастика было чуть-чуть, зато секса (и лесбийского, разумеется) — по самую маковку. | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |