На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Зомби. К 80-летию жанра Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи

Зомби. К 80-летию жанра

автор Денис Сергеев | 04.04.2008

За восемьдесят лет, что существует поджанр фильмов о зомби, он пережил немало взлетов и падений, в числе которых нашлось место и номинации фильма на тему оживших мертвецов на премию «Оскар». К высокому искусству эти произведения никогда не относились, но это не останавливает энтузиастов, к которым без сомнения относится и корифей жанра Джордж Эндрю Ромеро. А началось все в 1929 году с записок одного путешественника…

В аду места нет

Между тем, Джордж Ромеро пытался экспериментировать. Но ни независимая драма «Вечный вкус ванили» (There is Always Vanilla), ни мистический «Сезон ведьм» (Season of the Witch), ни еще одна фреска о сошедшем с ума мире — «Психи» (The Crazies) — и на йоту не приблизили его к тому же успеху, что выпал на долю «Ночи живых мертвецов». Примирившись с фактом, что ему вечно придется оставаться в тени дебюта, Ромеро решился на новую картину о зомби, «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead).

Едва слухи о планах режиссера достигли Италии, в кабинете Ромеро раздался телефонный звонок: Дарио Ардженто, большой поклонник «Ночи…» предложил свою продюсерскую помощь. За три недели в Риме Ромеро написал сценарий, достигнув с Ардженто творческой договоренности: в США зритель увидит ту версию, что задумал Джордж, а для Европы Дарио смонтирует материал самостоятельно, украсив его саундтреком любимой группы The Goblins и расставив иные акценты.


Джордж Ромеро и Дарио Ардженто

…Рассвет нарисовал новую картину мира: страна охвачена паникой — полиция и военные не в силах контролировать ситуацию с живыми мертвецами, эпидемия зомби принимает угрожающие размеры, с экранов телевизоров звучат панические заявления о конце света. Два спецназовца, проведя рассвет в боях с зомби, решают отсидеться в каком-нибудь убежище. Идеальной «норой» оказывается пригородный супермаркет: именно там выжившие наблюдают за разворачивающимся апокалипсисом сквозь огромные витрины…

Съемки фильма происходили зимой, в местечке Монровиль. Съемочная группа арендовала местный супермаркет (а это было нелегко, учитывая рождественский сезон, но помогло личное знакомство Ромеро с владельцем магазина), где и происходят основные действия ленты.

Ромеро хотел не просто зомби. Он хотел очень много зомби. Том Савини, получивший свой второй шанс, часами занимался тем, что придумывал и накладывал грим и макияж на огромную толпу статистов, изображающих мертвецов.

В «Рассвете мертвецов» Ромеро нарушил еще один постулат кинематографа: уважение к мертвым. Главные персонажи фильма, находившиеся в полном шоке от происходящего, довольно быстро адаптировались к реальной ситуации, с видимым удовольствием, шутками-прибаутками отстреливая зомби, не испытывая к ним никакого пиетета. В одной из сцен известный ученый под гневное шипение публики призывал выживших не церемониться с ожившими мертвецами. Выстрел в голову решал все, и не важно, что пуля должна была посылаться в своего родственника, друга, ребенка.

Когда съемки и монтаж фильма закончились, начались проблемы с голливудскими центурионами. Отсмотрев финальную версию фильма, они были настолько шокированы обилием насилия, жестокости, крови и разлетающихся по стенам мозгов, что моментально приравняли фильм к хард-порно (убив, тем самым, надежды авторов на прибыли): сказывалось несовершенство цензорской системы MPAA.

Как бы то ни было, фильм вышел в американский прокат и… остался практически незамеченным (впрочем, первая часть тоже пользовалась основным спросом за пределами США) большей частью зрителей. В мировом же прокате картину ожидала завидная судьба: иностранные прокатчики с удовольствием покупали у продюсеров права на показ фильма – для их заманивания Ардженто схитрил, громогласно увеличив реальный бюджет фильма в несколько раз.

В этом же году на экраны вышла итальянская лента Лучо Фульчи Gli Ultimi Zombie, переименованная для американского проката в «Зомби 2» (Zombie 2). Сценарий к фильму был написан еще до «Рассвета мертвецов», но у продюсеров возникли финансовые проблемы, чехарда с заменой режиссеров, поэтому фильм задержался в производстве. А когда «Рассвет» с успехом прошел по Европе, производители досняли открывающую и заключительную нью-йоркские сцены, чтобы выдать картину за сиквел ромеровского хита, в Италии известного под названием «Зомби».

Легендарный Фульчи поведал историю, начавшуюся с причалившей к пирсу брошенной яхты с живым мертвецом на борту. Дочь пропавшего яхтсмена и пронырливый репортер решили выяснить судьбу экипажа и отправиться на тропический остров, где им выпало стать свидетелями эпидемии Зомби, охватившей местную деревеньку. А в это время на улицах Нью-Йорка начинают появляться первые мертвецы.

«Зомби», разумеется, по всем статьям проигрывали фильмам Ромеро. Менее впечатляющие эффекты и грим, менее масштабные сцены эпидемии — Фульчи во что бы то ни стало хотел завершить фильм «парадом» зомби на Бруклинскому мосту, но у него просто не хватило денег, чтобы перекрыть движение. Но, будучи несомненным подражателем, «Зомби» развивали идеи жанра: например, в фильме есть совершенно потрясающая сцена подводной схватки зомби и акулы, завершившаяся победой первого. В сцене использовали настоящую акулу, а съемки сцены были скомканы из-за того, что актер, который был должен изображать «подводного» зомби, выбыл из проекта. Фульчи чуть ли не насильно пришлось запихивать под воду специалиста, работающего с акулами.

«Зомби» славятся еще одним эпизодом — чуть ли не самой жестокой сценой насилия за всю историю жанра: зомби, аккуратно, неторопливо, крупным планом, всаживал осколок двери в глаз жертвы.

Спустя год, Фульчи снял «Город живых мертвецов» (City of the Living Dead), несколько уступавший его же «Зомби», но державшийся молодцом на фоне зомби-трэша, обрушившегося на экраны в начале восьмидесятых. «Рассвет мертвецов» и «Зомби» закончили оформление и канонизирование жанра, внеся в него основные правила и черты, и породив очередную волну подражаний, большая часть которой была жалкой спекуляцией возродившегося направления.

страницы 1 2 3
теги: про Кино

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.