На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : «Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса фильм Звёздные войны: Скайуокер. Восход Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 

«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 20.12.2019

Осенью 2005-го года я написал для одного вгиковского сборника работу с названием «Роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса «Звёздные Войны». Не знаю, увидел ли тот сборник свет (я лично его в руках не держал), но куда-либо ещё этот текст предлагать было лень – а теперь и бесповоротно поздно. Завершившаяся Третья трилогия не имеет уже прямого отношения к Лукасу, но наследует, понятное дело, всем его идеям, давая тем самым материал для нового исследования. Это же – навсегда остаётся историей; быть может, однако, кому-то да интересной – тем более что теперь есть возможность наглядно проследить, как финальные эпизоды рифмуются со своими предшественниками.

Я не буду сейчас отдельно рассуждать о технических и тем более идеологических победах «Звездных войн», оставлю в стороне как их мифологическую подоплеку, так и ту степень влияния на сегодняшний кинематограф, о которой я только что говорил выше (ограничившись лишь констатацией того, что все это – по всем пунктам – просто огромно). Вместо этого давайте попытаемся рассмотреть сагу с точки зрения «сюжетных мотивов» как основополагающих структурных моментов ее композиции, непосредственно влияющих как на ритмический ход, так и на ее смысловую нагрузку.

Завершающая часть второй трилогии – «Звездные войны. Эпизод III. Месть ситхов» – расставила, наконец, все точки над i в истории, создававшейся на протяжении почти трех десятилетий – и охватывающей практически такой же внушительный временной отрезок, только «давным-давно в далекой, далекой галактике». Прогремевший в мае 2005-го финальный аккорд собрал воедино кусочки огромной мозаики и особо заострил внимание на том, что, в принципе, давно уже лежало перед глазами и неизменно радовало всех поклонников космической саги. Ведь воссоздавая предысторию широко известных событий, Лукас справедливо посчитал необходимым неоднократно прибегнуть к особого рода перекличке между фильмами. Вопреки обыкновению, когда сперва произносится А, а лишь затем следует Б, перед Лукасом стояла задача «переставить слагаемые» и найти для уже существовавших (в классической трилогии) «сюжетных мотивов» их логичные «сюжетные завязки», или, используя современную терминологию, насытить все три своих полнометражных «приквела» максимальным количеством «мини-приквелов», складывающихся в итоге в стройную и целостную структуру (прим. 7).

В новой трилогии временная граница, обозначенная точкой отсчета, условно принятой за «ноль» в первом фильме 1977-го года, была расширена Лукасом на три десятка лет назад. Согласуясь с принципами казульной логики, логики причинных связей, где «каждое действие должно иметь свою причину и быть причиной следующего действия» (прим. 8), Лукас предъявил зрителю искомые причины, соответствующие действиям, произошедшим в 4-6 эпизодах. Другими словами, подыскал «кинорифмы» к уже имеющимся «киночетверостишьям».

Постер космической саги «Звёздные войны»

Применяя здесь условный термин «кинорифмы», я понимаю под ней некую подробность (быть может, и не одну), в определенный момент акцентируемую режиссером и получающую свое развитие по ходу продвижения сюжета. В случае с новой трилогией «Звездных войн» мы имеем дело с ситуацией, когда «подробность» буквально подставлялась Лукасом под имевшее уже место ее «развитие». Причем временные границы расширены до целой трилогии, что в совокупности с оригинальными частями представляет поле для более чем масштабного исследования – шесть фильмов.

Грандиозность замысла Лукаса подчеркивается тем, что наряду с малыми рифмами-деталями он порою скрытно, а порою и напрямую рифмует между собой композиционные и сюжетные мотивы собственно трилогий в целом (прим. 9). Начать с того, что принцип рифмовки – причем отнюдь не маловажной – лежит уже в названиях картин. Первому фильму классической трилогии – «Новая надежда» – противостоит начало трилогии современной – «Скрытая угроза». Вторые серии составляют пару «Империя наносит ответный удар» – «Атака клонов». Названия завершающих картин указывают на противоборствующие стороны добра и зла: «Возвращение джедая» и «Месть ситхов». Мы видим очень четкое – и явно не случайное – противопоставление следующих главенствующих тем: сын – отец, война – мир, добро – зло (прим. 10).

«Скрытую угрозу» ощущают джедаи в мальчике Энакине Скайуокере.
Спустя годы «Новая надежда» напрямую связана с подвигами его сына Люка Скайуокера.
Надежде в лице сына предшествует угроза в лице его молодого отца.
«Атакой клонов» отвечает Республика на возросшую агрессию со стороны сепаратистов, развязавших галактическую войну.
Оправившись после серьезного поражения, «Империя наносит ответный удар» по борющимся за мир повстанцам.
Если Империя отчаянно воюет с истинными борцами за мир, то тогда еще Республика якобы во имя мира вступает в битву с мнимыми разжигателями розни.
В результате «Мести ситхов» гибнут практически все джедаи.
«Возвращение джедая» кладет конец правлению ситхов.
Зло одерживает полную победу в первом случае – безоговорочно торжествует Добро во втором.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Новая трилогия в композиционном решении является в своем роде зеркальным отражением первой – причем особо явственно это можно заметить, сравнивая начало обеих трилогий (прим. 11).

«Новая надежда»
Молодой герой (Люк), растущий без отца, знакомится с джедаем (Оби-Ван Кеноби), который становится его учителем, и девушкой-принцессой (Лея Органа), покидает отчий дом (Татуин), противостоит врагу (Империи), уничтожающему родную планету принцессы (Альдеран), сражается и наносит сокрушающий удар, приводящий к поражению противника (уничтожает Звезду смерти); джедай погибает, но обучение героя продолжается (благодаря тому, что дух Оби-Вана не подвластен смерти); принцесса под гром фанфар награждает героя и его друзей; сюжет имеет ощущение завершенности.
«Скрытая угроза»
Молодой герой (Энакин), растущий без отца, знакомится с джедаями (Кви-Гон Джинн и Оби-Ван Кеноби), один из которых (Кви-Гон) хочет стать его учителем, и девушкой-королевой (Падме Амидала), покидает отчий дом (Татуин), противостоит врагу (Торговой федерации), угрожающему родной планете королевы (Набу), сражается и наносит сокрушающий удар, приводящий к поражению противника (выводит из строя генераторы, питающие враждебную армию); джедай (Кви-Гон) погибает, но обучение героя продолжается (в свои ученики его берет Оби-Ван); принцесса под гром фанфар награждает героя и его друзей; сюжет имеет ощущение завершенности (прим. 12).

Вторые серии имеют сходство лишь отдельных сюжетных деталей.

«Империя наносит ответный удар»
Ключевым моментом фильма становится появление отца героя (Дарт Вейдер признается в своем отцовстве Люку). Возникает любовная линия (Хан Соло и Лея).
В ходе сражения с бывшим джедаем, а ныне учеником Дарта Сидиуса (лорд Вейдер) герой теряет запястье правой руки, которое впоследствии ему заменяют на механическое.
Финал картины не завершает рассказываемой истории и напрямую отсылает к продолжению (Хан Соло остается в плену).
«Атака клонов»
Одним из ключевых моментов фильма становится смерть матери героя (Шми Скайуокер). Возникает любовная линия (Энакин и Амидала).
В ходе сражения с бывшим джедаем, а ныне учеником Дарта Сидиуса (граф Дуку) герой теряет запястье правой руки, которое впоследствии ему заменяют на механическое.
Финал картины не завершает рассказываемой истории и напрямую отсылает к продолжению (война клоническая началась).

Завершающие части трилогий опять во многом зеркальны.

«Возвращение джедая»
Прямым продолжением событий второй серии является освобождение из плена друга героя (Хан Соло), а также ожесточившиеся военные действия. Герой (Люк) заканчивает свое обучение (и становится джедаем). Ключевым эпизодом фильма становится попытка врага (император Палпатин) переманить героя (Люк) на Темную сторону – безуспешная. Герой убеждает своего отца (Энакин) вернуться на Светлую сторону и отречься от имени Дарта Вейдера. В финале брат и сестра (Люк и Лея), наконец-то, объединяются. Абсолютная победа Добра.
«Месть ситхов»
Прямым продолжением событий второй серии являются ожесточившиеся военные действия; также, в частности, происходит освобождение из плена друга героя (канцлер Палпатин). Герой (Энакин) заканчивает свое обучение (так как сам становится членом Совета джедаев). Ключевым эпизодом фильма становится попытка друга (канцлер Палпатин) переманить героя (Энакин) на Темную сторону – успешная. Герой (Энакин) отрекается от Светлой стороны и принимает имя Дарта Вейдера. В финале героиня (Амидала) рожает двойню (Люк и Лея). Абсолютная победа Зла.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Сюжетная композиция «Звездных войн» рифмуется порою и другими способами: например, в самой последней («Возвращение джедая») и самой первой («Скрытая угроза») сериях весомо участие народа, населяющего планету, возле которой происходит основное космическое сражение (это коренные жители Набу и Эндора соответственно). Третий и четвертый эпизоды (будучи последним в новой и первым в классической трилогии соответственно) тесно переплетаются между собой множеством сюжетных линий, связанных, в основном, с рождением Люка и Леи и судьбою их родителей.

страницы 1 2 3 4 5 6
теги: познавательное, история кино, фантастика

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Звёздные войны: Скайуокер. Восход

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.