|
|
«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукасаавтор Максим МарковОсенью 2005-го года я написал для одного вгиковского сборника работу с названием «Роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса «Звёздные Войны». Не знаю, увидел ли тот сборник свет (я лично его в руках не держал), но куда-либо ещё этот текст предлагать было лень – а теперь и бесповоротно поздно. Завершившаяся Третья трилогия не имеет уже прямого отношения к Лукасу, но наследует, понятное дело, всем его идеям, давая тем самым материал для нового исследования. Это же – навсегда остаётся историей; быть может, однако, кому-то да интересной – тем более что теперь есть возможность наглядно проследить, как финальные эпизоды рифмуются со своими предшественниками. Я не буду сейчас отдельно рассуждать о технических и тем более идеологических победах «Звездных войн», оставлю в стороне как их мифологическую подоплеку, так и ту степень влияния на сегодняшний кинематограф, о которой я только что говорил выше (ограничившись лишь констатацией того, что все это – по всем пунктам – просто огромно). Вместо этого давайте попытаемся рассмотреть сагу с точки зрения «сюжетных мотивов» как основополагающих структурных моментов ее композиции, непосредственно влияющих как на ритмический ход, так и на ее смысловую нагрузку. Завершающая часть второй трилогии – «Звездные войны. Эпизод III. Месть ситхов» – расставила, наконец, все точки над i в истории, создававшейся на протяжении почти трех десятилетий – и охватывающей практически такой же внушительный временной отрезок, только «давным-давно в далекой, далекой галактике». Прогремевший в мае 2005-го финальный аккорд собрал воедино кусочки огромной мозаики и особо заострил внимание на том, что, в принципе, давно уже лежало перед глазами и неизменно радовало всех поклонников космической саги. Ведь воссоздавая предысторию широко известных событий, Лукас справедливо посчитал необходимым неоднократно прибегнуть к особого рода перекличке между фильмами. Вопреки обыкновению, когда сперва произносится А, а лишь затем следует Б, перед Лукасом стояла задача «переставить слагаемые» и найти для уже существовавших (в классической трилогии) «сюжетных мотивов» их логичные «сюжетные завязки», или, используя современную терминологию, насытить все три своих полнометражных «приквела» максимальным количеством «мини-приквелов», складывающихся в итоге в стройную и целостную структуру (прим. 7). В новой трилогии временная граница, обозначенная точкой отсчета, условно принятой за «ноль» в первом фильме 1977-го года, была расширена Лукасом на три десятка лет назад. Согласуясь с принципами казульной логики, логики причинных связей, где «каждое действие должно иметь свою причину и быть причиной следующего действия» (прим. 8), Лукас предъявил зрителю искомые причины, соответствующие действиям, произошедшим в 4-6 эпизодах. Другими словами, подыскал «кинорифмы» к уже имеющимся «киночетверостишьям». Постер космической саги «Звёздные войны»
Применяя здесь условный термин «кинорифмы», я понимаю под ней некую подробность (быть может, и не одну), в определенный момент акцентируемую режиссером и получающую свое развитие по ходу продвижения сюжета. В случае с новой трилогией «Звездных войн» мы имеем дело с ситуацией, когда «подробность» буквально подставлялась Лукасом под имевшее уже место ее «развитие». Причем временные границы расширены до целой трилогии, что в совокупности с оригинальными частями представляет поле для более чем масштабного исследования – шесть фильмов. Грандиозность замысла Лукаса подчеркивается тем, что наряду с малыми рифмами-деталями он порою скрытно, а порою и напрямую рифмует между собой композиционные и сюжетные мотивы собственно трилогий в целом (прим. 9). Начать с того, что принцип рифмовки – причем отнюдь не маловажной – лежит уже в названиях картин. Первому фильму классической трилогии – «Новая надежда» – противостоит начало трилогии современной – «Скрытая угроза». Вторые серии составляют пару «Империя наносит ответный удар» – «Атака клонов». Названия завершающих картин указывают на противоборствующие стороны добра и зла: «Возвращение джедая» и «Месть ситхов». Мы видим очень четкое – и явно не случайное – противопоставление следующих главенствующих тем: сын – отец, война – мир, добро – зло (прим. 10). «Скрытую угрозу» ощущают джедаи в мальчике Энакине Скайуокере. «Атакой клонов» отвечает Республика на возросшую агрессию со стороны сепаратистов, развязавших галактическую войну. В результате «Мести ситхов» гибнут практически все джедаи. Постер космической саги «Звёздные войны»
Новая трилогия в композиционном решении является в своем роде зеркальным отражением первой – причем особо явственно это можно заметить, сравнивая начало обеих трилогий (прим. 11). «Новая надежда» «Скрытая угроза» Вторые серии имеют сходство лишь отдельных сюжетных деталей. «Империя наносит ответный удар» «Атака клонов» Завершающие части трилогий опять во многом зеркальны. «Возвращение джедая» «Месть ситхов» Постер космической саги «Звёздные войны»
Сюжетная композиция «Звездных войн» рифмуется порою и другими способами: например, в самой последней («Возвращение джедая») и самой первой («Скрытая угроза») сериях весомо участие народа, населяющего планету, возле которой происходит основное космическое сражение (это коренные жители Набу и Эндора соответственно). Третий и четвертый эпизоды (будучи последним в новой и первым в классической трилогии соответственно) тесно переплетаются между собой множеством сюжетных линий, связанных, в основном, с рождением Люка и Леи и судьбою их родителей.
читать также: все новости о фильме Звёздные войны: Скайуокер. Восход
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |