На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : «Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса фильм Звёздные войны: Скайуокер. Восход Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 

«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 20.12.2019

Осенью 2005-го года я написал для одного вгиковского сборника работу с названием «Роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса «Звёздные Войны». Не знаю, увидел ли тот сборник свет (я лично его в руках не держал), но куда-либо ещё этот текст предлагать было лень – а теперь и бесповоротно поздно. Завершившаяся Третья трилогия не имеет уже прямого отношения к Лукасу, но наследует, понятное дело, всем его идеям, давая тем самым материал для нового исследования. Это же – навсегда остаётся историей; быть может, однако, кому-то да интересной – тем более что теперь есть возможность наглядно проследить, как финальные эпизоды рифмуются со своими предшественниками.

Наметим теперь отдельные сюжетные мотивы, которые благодаря своей рифмовке связывают две трилогии в единое целое. Логично было бы также, как и Лукас, идти «от обратного» – на имеющееся в классической трилогии «действие» находить предшествующую ему в новой трилогии «причину». Но, избегая излишней путаницы, мы все же будем придерживаться не хронологии выхода фильмов, а естественного развития событий в сюжетном пространстве саги. Тем более что это будет особо удобно при разборе «внутренних» рифм и сюжетных мотивов – тех, что работают как в рамках отдельного фильма, так и в пределах отдельной трилогии, помогая зрителю лучше понять психологию героев и мотивы их действий (для экономии места эпизоды в дальнейшем обозначаются их порядковыми номерами).

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Завязка сюжетного мотива / Развитие сюжетного мотива

I. Торговая Федерация блокирует планету Набу и готовит на нее военное наступление. Действующий канцлер Финис Валорум не реагирует на призывы королевы Амидалы о помощи, предлагая выслать на Набу вместо вооруженных отрядов комиссию для расследования правдивости слов Амидалы.

I - III. Начало тонкой политической интриги, которой, по сути дела, и посвящена вся первая трилогия. Ситху Дарту Сидиусу (он же Палпатин) необходима легальная и тотальная власть, в целях достижения которой он затевает сложнейшую многоходовую комбинацию. Будучи «в миру» сенатором от планеты Набу, он умело использует в своих целях королеву Амидалу, устрашенную тайно подстроенной им военной агрессией со стороны Торговой Федерации. Поддавшись нашептываниям Палпатина, она убеждает Сенат вынести действующему канцлеру вотум недоверия. Новым канцлером избирают Палпатина. В третьем эпизоде Дарт Сидиус приказывает уничтожить верхушку Торговой Федерации, а себя нарекает Императором.

***

I. Джедаи спасают на Набу аборигена Джа-Джа Бинкса, болтливое и надоедливое существо. Большинство недовольных первой серией обрушилось на Лукаса с яростной критикой этого персонажа (прим. 13). Но вторая серия с определенной ясностью показала, для чего Лукасу нужен был этот глупый персонаж.

II. Канцлеру Палпатину нужно добиться для себя новых полномочий, но для этого необходимо, чтобы кто-то из сенаторов огласил данное предложение в Сенате. Воспользовавшись временным отсутствием сенатора Амидалы, Палпатин хитроумно (как и в первой серии) заводит об этом речь в присутствии заменяющего ее Джа-Джа Бинкса, и не привыкший раздумывать Бинкс клюет на удочку и выступает в Сенате с речью о наделении Палпатина чрезвычайными полномочиями. Таким образом, роковая миссия этого ненавистного многими героя оказывается выполнена (прим. 14), и в дальнейшем он в повествовании практически не участвует.

***

I. Джа-Джа Бинкс приводит джедаев в свой родной подводный город, населенный аборигенами планеты, находящихся во враждебных отношениях с людьми.

I. В минуту опасности королева Амидала обращается к подводным жителям с просьбой о помощи во имя спасения родной для всех планеты.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. В результате неполадки корабля джедаи оказываются на Татуине, где знакомятся с мальчиком Энакином Скайуокером и его матерью Шми. После этого мотив Татуина распространяется на всю сагу, так как в обоих трилогиях выступает в качестве родного дома героев (отца и сына), который они покидают, дабы выполнить предназначение их жизни.

IV. Татуин – первая и потому главная планета «Звездных войн». Будучи захваченной возле нее имперским крейсером под руководством Дарта Вейдера (некогда Энакина), принцесса Лея решает обратиться за помощью к живущему на Татуине Оби-Вану Кеноби, посылая к нему дроида R2D2. Волею судьбы дроид попадает к Люку Скайуокеру, сыну Энакина – и история начинается.

***

I. Беседуя с торговцем запчастей, Кви-Гон делает несколько специфических жестов джедая, помогающих внушить собеседнику свои мысли. Раса, к которой принадлежит торговец, джедайскому внушению оказывается не подвластна. II. Оби-Ван делает приставшему к нему проходимцу внушение относительно новых правил для дальнейшей жизни.

IV. Используя тот же метод и те же жесты Оби-Ван внушает имперскому патрулю, что дроиды, находящиеся с ними, не являются теми, что ищут штурмовики, – тем самым устраняя опасность и преграду.

***

I. Энакин растет без отца – с мамой.

IV. Люк растет без отца – с дядей и тетей.

***

I. На вопрос Кви-Гона об отце Энакина Шми отвечает невнятно, говорит о том, что отца как будто и не было. При анализе крови Энакина обнаруживается значительный процент так называемых медиахлариамов.

III. Палпатин рассказывает Энакину легенду о ситхе, научившемся управлять медиахлариамами и создавать с их помощью новую жизнь. Можно предположить, что эта история приоткрывает тайну рождения Энакина.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. Энакин превосходно разбирается в технике, может починить любого дроида и сам собирает робота-переводчика, которого мы знаем как C3PO.

IV. Люк унаследовал эту черту отца и также, как и он, превосходно умеет чинить дроидов. Потому ему и удается извлечь из R2D2 запись, которую сделала принцесса Лея.

***

I. В самом начале саги мы встречаем дроидов C3PO и R2D2, хорошо знакомых по классическим фильмам. C3PO оказывается дроидом, собранным Энакином; без помощи R2D2 герои могли бы погибнуть в результате вражеской атаки. В первой трилогии проявляются разнообразные характерные способности дроидов, присутствующие и в дальнейшем. В финале трилогии C3PO приказывают стереть память.

IV. Несмотря на тот факт, что C3PO стерли память, новое его знакомство с R2D2 вызывает закономерный вопрос: неужели за столь длительный временной промежуток, прошедший между третьим и четвертым эпизодами, дроиды никогда больше не пересекались друг с другом (хотя и служили на одном корабле)? Данная сюжетная линия имеет у Лукаса серьезные недоработки.

***

I. Во время одной из центральных сцен эпизода – соревнований по скоростным гонкам – мы видим Джаббу Хатта, правителя Татуина.

IV-VI. Джабба Хатт разыскивает Хана Соло за долги; получив в замороженном состоянии, держит его в плену; в результате вызволения Хана из плена его друзьями погибает.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. Принимая решение о судьбе Энакина Совет джедаев тестирует мальчика – в частности, на способность разгадывать скрытые от него предметы (что можно трактовать и как способность читать мысли).

VI. Дарт Вейдер обладает способностью проникать в чужие мысли – и благодаря этому узнает у Люка о существовании второго своего ребенка. Его способность предчувствовать события проявляется и в других эпизодах классической трилогии.

***

I. Энакина тестирует магистр Винду. Обозначенная пунктирно в первом эпизоде, его роль существенно увеличивается в дальнейшем.

II-III. Во втором эпизоде магистр Винду вместе с отрядом джедаев приходит на выручку попавшим в плен Оби-Вану, Энакину и Амидале. В финале трилогии именно он отправляется арестовывать канцлера Палпатина, узнав, что тот и является разыскиваемым Дартом Сидиусом. Решение Винду все-таки не ждать суда, а убить Сидиуса в поединке оказывается роковым – Энакин поддается мольбам Сидиуса о пощаде и отрубает Винду руку, державшую меч. После этого Сидиус убивает магистра.

***

I. Амидала имеет двойника – в целях безопасности.

II. Гибель девушки-двойника во время покушения на Амидалу подчеркивает нависшую над нею опасность – кто-то действительно желает ей смерти.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

страницы 1 2 3 4 5 6
теги: познавательное, история кино, фантастика

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Звёздные войны: Скайуокер. Восход

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.