На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : «Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса фильм Звёздные войны: Скайуокер. Восход Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 

«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 20.12.2019

Осенью 2005-го года я написал для одного вгиковского сборника работу с названием «Роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса «Звёздные Войны». Не знаю, увидел ли тот сборник свет (я лично его в руках не держал), но куда-либо ещё этот текст предлагать было лень – а теперь и бесповоротно поздно. Завершившаяся Третья трилогия не имеет уже прямого отношения к Лукасу, но наследует, понятное дело, всем его идеям, давая тем самым материал для нового исследования. Это же – навсегда остаётся историей; быть может, однако, кому-то да интересной – тем более что теперь есть возможность наглядно проследить, как финальные эпизоды рифмуются со своими предшественниками.

В одной своей работе Виктор Шкловский так определял понятие киносценария: «Сценарий – это не сцепление случайностей, а сцепление отобранных художником моментов, которые в своей совокупности передают замысел художника» (прим. 17). В другой раз Шкловский говорил: «Написав кинопроизведение, необходимо потом просмотреть его, проверяя, без каких эпизодов, без каких героев оно может существовать. Нужно найти в нем его внутреннюю закономерность, его внутреннюю завершенность, которая выражала бы авторскую мысль», – и далее: «Художественное произведение, а значит и киносценарий, можно писать только целиком, тщательно обдумывая, где и почему нужна определенная черта или деталь» (прим. 18).

Многочисленные сюжетные мотивы «Звездных войн» Джорджа Лукаса были тщательно отобраны автором для придания его грандиозному замыслу подлинной внутренней завершенности. Они полностью подчиняются установленным им самим внутренним законам, благодаря им зритель может с большей четкостью и ясностью проникнуть в заложенную в сюжете и композиции авторскую мысль. Лукас – если в двух словах – постепенно приводит нас к давно известной истине: все повторяется.

Сын покидает отчий дом – так же, как когда-то до него это сделал его отец. Сын сражается за идеалы добра и справедливости – так же, как когда-то до него сражался за них его отец. Сын становится перед жизненно важным выбором Добра и Зла – так же, как когда-то до него перед таким же выбором оказался его отец. Единственное принципиальное отличие: каждый волен сделать свой собственный, личный выбор.

Причины, побудившие каждого героя принять определенное решение, и лежат в основе сюжетных мотивов.


Кадр из космической саги «Звёздные войны»


Примечания.

1. «Техническое мастерство комбинированных съемок и изобразительное решение ряда персонажей картины (роботов, космических чудовищ и др.) не возместили невыразительности главных героев, а попытка спародировать ряд штампов развлекательного кинематографа обернулась прямым следованием этим штампам». – Дмитриев В. Кино: Энциклопедический словарь. – М., 1987, с.242-243.

2. «Вместе с другими фильмами, сделанными в середине 70-х годов, {…} они способствовали рождению в воображении миллионов американских зрителей образа некоей неподвластной людям «второй реальности», с которой стараниями буржуазных идеологов стали ассоциироваться подсознательные тревоги и страхи вполне земного, социального происхождения. Обыденному сознанию чужды умозрительные абстракции философов, рассуждающих о неуправляемости вышедших из-под контроля разума общественных процессов, зато ему, чувствующему эту неуправляемость на собственном опыте, легко навязать образ вселенской катастрофы, «очищенный», разумеется, от «сложностей» социальных причинно-следственных связей». Кокарев И.Е. На экране Америка. – В сб. ст. под ред. Кокарева И.Е. – М., 1978, с.447-448.

3. Лукас и Спилберг «стали инициаторами процесса, перевернувшего представления Голливуда о том, что есть современное кино, а их творчество стимулировало вхождение американского коммерческого кинематографа в эпоху постмодернизма». – Эшпай В. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. Мультимедиа-энциклопедия. – 2002.

4. В программе Первого канала «Кто хочет стать миллионером» от 4.06.2005 г. участник игры не знал ответа на элементарнейший вопрос: героем какого фильма является Чубакка…

5. Смешные сегодня 10,5 млн долларов, принесшие в итоге 400 млн кассовых сборов (см.: Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М., 2000, с.92).

6. То, что в успех данного мероприятия кроме Лукаса не верил практически никто – факт, ставший достоянием истории.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

7. «Когда Лукас начал писать сценарий для нового фильма, он столкнулся со сложной задачей. Зрители во всем мире уже знали, чем кончается киноэпопея; теперь Лукас должен был вернуться назад и написать историю, встающую в один ряд с уже снятыми фильмами (эпизоды 4-6)» и с последующими картинами (эпизоды 2 и 3). – Звездные войны: Эпизод I. Скрытая угроза. Пресс-релиз, пер. О. Шлихт. – М., Агентство ПР Кино, 1999, с.2.

8. Митта А. Кино между адом и раем. – М., 2000, с.358.

9. «В первых трех фильмах предстает некая история, – рассказывает Лукас. – Новая трилогия на нее весьма похожа – своим эмоциональным, психологическим настроем и своими ключевыми, решающими моментами». – Звездные войны: Эпизод I. Скрытая угроза. Пресс-релиз, с.3.

10. «Лукас сравнивает строение своей киноэпопеи с музыкальным произведением. «Звездные войны» – это своего рода симфония, – поясняет режиссер. – В фильме есть особые «рефрены», которые я сознательно повторяю – хотя и в разных тональностях». – Там же.

11. «Тематическая перекличка чувствуется прежде всего в образах Энакина Скайуокера в «Эпизоде I» и его будущего сына Люка в первой трилогии… Повторяется в новом фильме тема мужества – герой уходит из дома, отказывается от уюта и спокойствия, рискует и стремится к своей мечте. В симфоническом звучании «Эпизода I» слышатся и другие ключевые темы. Лукас показывает, как борются зло и добро, как люди вынуждены сосуществовать в симбиозе друг с другом ради достижения своих целей и выживания». – Там же.

12. Подобное «межсюжетное сравнение сказок» предпринимал в свое время Владимир Пропп: «Для сравнения мы выделяем составные части волшебных сказок по особым приемам {…} и затем сравниваем сказки по их составным частям. В результате получится морфология, т. е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому». – Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – В кн.: Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998, с.17.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

13. «Слишком много экранного времени занимает комик Джа-Джа Бинкс. {…} Проблема заключается в том, что с 1977 года изменились не только вкусы аудитории – изменились ее психофизиологические параметры. {…} Теперь необходимо, чтобы каждые пять минут на экране кривлялся нелепый Джа-Джа». – Д. Дугаев. Афиша, № 9, 2005, с.25.

14. «Роль ненавистного Джа-Джа Бинкса сокращена до минимума». – А. Казаков, Афиша, № 9, 2002, с.27.

15. Предпосылка для дальнейшего возвращения императора Палпатина – см.: Афиша, № 9, 2005, с.31.

16. «10 лет после Битвы при Явине. Дух поверженного Палпатина возвращается в клонированном теле». – Там же.

17. Шкловский В. Ситуация и коллизия. – В кн.: За 60 лет: Работы о кино. М., 1985, с.438.

18. Шкловский В. Характер в сценарии исторического фильма. – Там же, с.402, с.406.


Читайте также:

«Звёздные войны». Некролог. Памяти павших

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

страницы 1 2 3 4 5 6
теги: познавательное, история кино, фантастика

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Звёздные войны: Скайуокер. Восход

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.