На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : «Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса фильм Звёздные войны: Скайуокер. Восход Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 

«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

автор Максим Марков | источник Filmz.ru | 20.12.2019

Осенью 2005-го года я написал для одного вгиковского сборника работу с названием «Роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса «Звёздные Войны». Не знаю, увидел ли тот сборник свет (я лично его в руках не держал), но куда-либо ещё этот текст предлагать было лень – а теперь и бесповоротно поздно. Завершившаяся Третья трилогия не имеет уже прямого отношения к Лукасу, но наследует, понятное дело, всем его идеям, давая тем самым материал для нового исследования. Это же – навсегда остаётся историей; быть может, однако, кому-то да интересной – тем более что теперь есть возможность наглядно проследить, как финальные эпизоды рифмуются со своими предшественниками.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. Убив в начале серии графа Дуку, Энакин переживает, что поступился кодексом джедаев, предписывающим не убивать безоружных.

III. Это объясняет, почему в финале Оби-Ван не убивает Энакина. Он не ошибся, посчитав его умирающим, он действовал согласно кодексу джедаев.

***

III. Механический панцирь генерала Гривуса – свидетельство возможностей медицины и техники предлагаемого времени и предтеча механического панциря Дарта Вейдера.

III и VI. В идентичный (но иного дизайна) панцирь заковывают остатки Дарта Вейдера в финале первой трилогии. Шлем с системой жизнеобеспечения снимает с отца Люк в самом конце саги.

***

III. Йода помогает народу вуки организовать оборону и дать отпор вражескому нашествию. Улетая с их планеты, Йода прощается с Чубаккой.

IV. В качестве второго пилота и верного друга Хана Соло Чубакка участвует во всех сериях классической трилогии.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. В ярости Энакин душит Амидалу, даже при этом не касаясь ее.

IV. Точно также он душит всех несогласных с ним впоследствии.

***

III. Поверженный Оби-Ваном Энакин падает на берегу огненной лавы; огонь захватывает одежду и перебирается на все тело. Лицо Энакина полностью обезображивается.

VI. Именно таким Люк спустя годы видит лицо своего отца – совсем непохожим ни на самого Люка, ни на молодого Энакина. Примечательно, что в оригинальной версии завершающей серии Люк видит бестелесную оболочку пожилого отца. Однако после того как во втором фильме новой трилогии появился Энакин-юноша, Лукас изменил финал шестого эпизода – теперь Люк видит отца таким, каким тот был до своего перехода на Темную сторону Силы.

***

III. Одержав победу над Энакином, Оби-Ван подбирает и уносит с собой выроненный им меч.

IV. Оби-Ван передает Люку лазерный меч джедая, когда-то принадлежавший его отцу.

***

III. Амидала рожает двойню и умирает. Но хоронят ее – для сохранения тайны – с целым животом, якобы как не родившую. Не присутствовавший при родах Дарт Вейдер (которого Дарт Сидиус убеждает в том, что Амидала погибла) может, в принципе, лишь предполагать рождение – но только если одного ребенка.

V-VI. Раскрывая Люку, носящему его фамилию, свое отцовство, Вейдер не подозревает о существовании второго ребенка – как и Люк не подозревает о том, что у него есть сестра. Эту тайну ему раскрывает перед смертью Йода (VI). Прочтя мысли Люка в разгар решающего выяснения отношений, Вейдер вынуждает Люка вступить в бой – для защиты сестры.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. Умирая, Амидала говорит, что в нем – Энакине – все-таки еще есть добро.

VI. На этом же убеждении Люк основывает свое обращение к отцу, пытаясь вернуть его на Светлую сторону. И Амидала, и Люк в конце концов оказываются правы.

***

III. В финале третьего эпизода герои находятся на корабле сенатора Органы.

IV. На этом же корабле Лея Органа спасается от преследования имперского крейсера.

***

III. В финале трилогии Йода обещает Оби-Вану научить того вступать в контакт с погибшим в первой серии Кви-Гоном, сумевшим вернуться в этот мир во внематериальной оболочке. Перед этим Дарт Сидиус фактически признается Энакину, что его рассказы, будто смерть подвластна ситхам, не совсем соответствовали истине – уверяя при этом, что вместе они наверняка добьются на этом поприще значительных результатов.

IV-VI. Последняя реплика Йоды наконец-то дает объяснение, почему, во-первых, тело Оби-Вана, после того как Дарт Вейдер протыкает его своим мечом, странным образом испаряется (при том что тело Кви-Гона в первом эпизоде после его смерти остается, а затем сжигается). Во-вторых и главных, это дает объяснение как голосу Оби-Вана, постоянно в дальнейшем сопровождающего Люка, так и его бестелесному появлению вместе с Йодой в финале шестого эпизода. Но факт появления вместе с ними и Энакина говорит вовсе не о том, что это произошло благодаря возвращению того на Светлую сторону. Это может говорить только о том, что ситхи (Дарт Сидиус в первую очередь) все-таки тоже пришли к разгадке «жизни после смерти» – и стало быть есть основная предпосылка для появления в будущем третьей трилогии саги (прим. 16).

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

III. Император Сидиус и Дарт Вейдер смотрят на строящуюся в космическом пространстве Звезду смерти. Неподалеку от них стоит некто, чрезвычайно похожий на героя четвертой серии, только молодого.

IV. Некто, узнанный нами в финале первой трилогии, – это Мофф Таркин, командор достроенной спустя два десятилетия Звезды смерти, приказывающий устроить ее испытание, уничтожив Альдеран. Секундное (но узнаваемое благодаря выразительной внешности и характерному жесту!) его появление в «Мести ситхов» – одна из самых замечательных и тонких рифм, подаренных Лукасом поклонникам сериала.

***

III. Для обеспечения их безопасности детей решено разделить. Сенатор Органа удочеряет Лею, Люка Оби-Ван отвозит родственникам на Татуин, обещая охранять его, обосновавшись неподалеку.

IV. Люк вырастает на родной планете своего отца в доме дяди и тети; вслед за сбежавшим дроидом он направляется к жилищу Бена Кеноби, известного также под именем Оби-Вана. В момент его отсутствия дядя и тетя погибают от рук имперских воинов. Альдеран, родная планета Леи, уничтожается Империей при помощи Звезды смерти. Таким образом, борьба Люка и Леи с Империей окрашена местью за гибель своих родственников – при том что в обоих случаях за этим стоял их собственный отец.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Разнообразие сюжетных мотивов «Звездных войн» отнюдь не ограничивается данным списком – принимая во внимание хотя бы то, что здесь совсем не рассматривались рифмы и сюжетные мотивы, проходящие внутри только классической трилогии.

страницы 1 2 3 4 5 6
теги: познавательное, история кино, фантастика

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Звёздные войны: Скайуокер. Восход

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.