|
|
Война закончилась 20 лет назад, настало время для осмысления. После оглушительного успеха фильма «Девять дней одного года» про модную тогда тему — работу физиков-ядерщиков — режиссер Михаил Ромм начал работу над документальным фильмом о проблемах фашизма. События войны все еще, конечно, помнили, но уже выросло поколение, для которого война была делом истории, а не их личной жизни. Именно для них Ромм и решил сделать кино. Он считал, что выпустит его достаточно быстро: «Я думал, что это легко. Снимать ничего не надо, и самое сложное, что есть в художественном кино — долгая и кропотливая подготовка к съемкам и сами съемки, — здесь не нужны. Cиди и монтируй. Но я ошибся. Не будет преувеличением сказать, что «Обыкновенный фашизм» сложился в результате горестных потерь и разрушенных иллюзий. Нам предрекали катастрофу». Создание фильма растянулось у режиссера на долгих четыре года. Эта картина — прямой потомок оригинальных монтажных кинофильмов фронтовой хроники. Правда в этом случае кинохроника была не советская, а иностранная — немецкие архивы, архивы послевоенных антифашистских организаций и архив фотоснимков, изъятых у немецких военнослужащих (в фильме они названы «любительские фотоснимки, обнаруженные у эсэсовцев»). Для создания фильма Ромм вместе со своей киногруппой перебрали пласт за пластом всю немецкую часть Государственного кинохранилища. Только на просмотр и отбор материала в советском архиве они потратили полтора года. Практически еще столько же времени заняла работа с немецкими фильмотеками и отснятыми материалами из Освенцима, Майданека, Бухенвальда. Кулишу, будущему режиссеру, на съемках было дано еще и особое задание: он должен был снимать в Германии скрытой камерой студентов, школьников, просто прохожих, любые занятные группы молодежи или примечательные пары, например — влюбленных. В поездке по бывшим концлагерям и немецким городам группа пробыла пять недель. Они оказались решающими и создали перелом в ходе картины. Они дали материал для нескольких новых глав фильма. Почти два года Ромм с коллегами старательно выискивал и отбирал в архиве все, что выходило из ряда, все странное, в чем-нибудь непохожее или чрезмерное, удивительное. Из этих кусков он собирал эпизоды и разбирал их обратно на куски, переставлял их десятки раз, иные главы гуляли по всей картине — то в конец, то в начало, то в первую серию, то во вторую. Материал то скапливался в плотную группу, то разбрасывался по совсем другим частям. Ромм признавался, что еще не мог до конца объяснить, чего он ищет, чего добивается. Контрастность переходов, энергичное накопление крупных планов, гиперболизация событий — именно так Ромм решил строить эпизоды, но только из чисто документального материала. Принцип стремительных перебросок во времени, неожиданных и как бы непоследовательных переходов применен уже в первой части фильма: «В зале темнеет, на экране надпись «Обыкновенный фашизм», глухой звук барабана и перечень хранилищ и музеев. Зритель ждет мрачного, тревожного или страшного зрелища, но вместо этого первый же кадр вызывает неожиданную улыбку: «Веселый кот». Идут детские рисунки, дети. Затем — студенты. И ничего торжественного, величественного нет: студенты сняты скрытой камерой, они просты до предела, иногда забавны. За студентами кавалеры, ждущие своих девушек. Это вызывает смех. За кавалерами — любящие пары, женщины поправляют мужчинам галстуки. И опять смех. Затем фраза о матерях, о детях и наиболее смешные рисунки: «Моя мама самая красивая». Громкий смех в зале. Он еще звучит, когда на экране проходят два кадра: берлинский малыш и московский малыш. И тут же — выстрел. Мать с ребенком, эсэсовец стреляет ей в спину. В зале мертвая тишина, так тихо, что не слышно дыхания людей. И сразу вслед за призраком прошлого — девочка смотрит. Это снова современность. Она старается вглядеться. Перед нею — труп другой девочки с матерью». Картина сначала собиралась по монтажным фразам, и только после этого озвучивалась диктором. Текст начитывал сам Ромм. В студии он смотрел получившийся материал и обычным разговорным языком, без готового текста комментировал то, что видит на экране. Иногда режиссер делал по шесть-семь дублей небольшого куска. В день получалось озвучивать около пяти минут готового материала. Разговорный характер комментария стал одним из отличительных признаков фильма. Как и Дзига Вертов, Ромм, конечно же, был не только коммунистом, но и советским режиссером. Сочиняя картину, он не мог не находиться под влиянием партийной линии, которая должна была главенствовать в любом публицистическом произведении. Поэтому-то в фильме и присутствуют детали, кажущиеся сейчас чрезмерно усиленными. Например, режиссер несколько раз повторяет поцелуй партийного функционера с заводчиком Круппом и тем самым подчеркивает низкопоклонство партийцев перед «капиталом». Если он делает стоп-кадры, делает самые непривлекательные выражения лиц нацистских лидеров. По мнению кинокритиков, иногда советская пропаганда в фильме доходит до абсурда. Например, закладка автобанов выставляется в отрицательном свете, так как они строятся для будущей войны. Но сейчас с уверенностью можно сказать, что кинофильм Ромма — один из выдающихся документальных фильмов советской эпохи. Он раскрывает сущность не только нацистского режима, но и тоталитарных режимов вообще. Он делает обобщения высокого уровня, создает картину тоталитарного манипулирования сознанием независимо от конкретного государственного строя. Очень рекомендуем посмотреть картину именно сейчас. Будут напрашиваться весьма интересные прямые параллели. | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |