На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Лучшие отечественные документальные фильмы Самое Настоящее кино
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Самое Настоящее кино

Война закончилась 20 лет назад, настало время для осмысления.

После оглушительного успеха фильма «Девять дней одного года» про модную тогда тему — работу физиков-ядерщиков — режиссер Михаил Ромм начал работу над документальным фильмом о проблемах фашизма. События войны все еще, конечно, помнили, но уже выросло поколение, для которого война была делом истории, а не их личной жизни. Именно для них Ромм и решил сделать кино.

Он считал, что выпустит его достаточно быстро:

«Я думал, что это легко. Снимать ничего не надо, и самое сложное, что есть в художественном кино — долгая и кропотливая подготовка к съемкам и сами съемки, — здесь не нужны. Cиди и монтируй. Но я ошибся. Не будет преувеличением сказать, что «Обыкновенный фашизм» сложился в результате горестных потерь и разрушенных иллюзий. Нам предрекали катастрофу».

Создание фильма растянулось у режиссера на долгих четыре года.

Эта картина — прямой потомок оригинальных монтажных кинофильмов фронтовой хроники. Правда в этом случае кинохроника была не советская, а иностранная — немецкие архивы, архивы послевоенных антифашистских организаций и архив фотоснимков, изъятых у немецких военнослужащих (в фильме они названы «любительские фотоснимки, обнаруженные у эсэсовцев»).

Для создания фильма Ромм вместе со своей киногруппой перебрали пласт за пластом всю немецкую часть Государственного кинохранилища. Только на просмотр и отбор материала в советском архиве они потратили полтора года. Практически еще столько же времени заняла работа с немецкими фильмотеками и отснятыми материалами из Освенцима, Майданека, Бухенвальда. Кулишу, будущему режиссеру, на съемках было дано еще и особое задание: он должен был снимать в Германии скрытой камерой студентов, школьников, просто прохожих, любые занятные группы молодежи или примечательные пары, например — влюбленных. В поездке по бывшим концлагерям и немецким городам группа пробыла пять недель. Они оказались решающими и создали перелом в ходе картины. Они дали материал для нескольких новых глав фильма.

Почти два года Ромм с коллегами старательно выискивал и отбирал в архиве все, что выходило из ряда, все странное, в чем-нибудь непохожее или чрезмерное, удивительное. Из этих кусков он собирал эпизоды и разбирал их обратно на куски, переставлял их десятки раз, иные главы гуляли по всей картине — то в конец, то в начало, то в первую серию, то во вторую. Материал то скапливался в плотную группу, то разбрасывался по совсем другим частям. Ромм признавался, что еще не мог до конца объяснить, чего он ищет, чего добивается.

Контрастность переходов, энергичное накопление крупных планов, гиперболизация событий — именно так Ромм решил строить эпизоды, но только из чисто документального материала. Принцип стремительных перебросок во времени, неожиданных и как бы непоследовательных переходов применен уже в первой части фильма:

«В зале темнеет, на экране надпись «Обыкновенный фашизм», глухой звук барабана и перечень хранилищ и музеев. Зритель ждет мрачного, тревожного или страшного зрелища, но вместо этого первый же кадр вызывает неожиданную улыбку: «Веселый кот». Идут детские рисунки, дети. Затем — студенты. И ничего торжественного, величественного нет: студенты сняты скрытой камерой, они просты до предела, иногда забавны. За студентами кавалеры, ждущие своих девушек. Это вызывает смех. За кавалерами — любящие пары, женщины поправляют мужчинам галстуки. И опять смех. Затем фраза о матерях, о детях и наиболее смешные рисунки: «Моя мама самая красивая». Громкий смех в зале. Он еще звучит, когда на экране проходят два кадра: берлинский малыш и московский малыш. И тут же — выстрел. Мать с ребенком, эсэсовец стреляет ей в спину. В зале мертвая тишина, так тихо, что не слышно дыхания людей. И сразу вслед за призраком прошлого — девочка смотрит. Это снова современность. Она старается вглядеться. Перед нею — труп другой девочки с матерью».

Картина сначала собиралась по монтажным фразам, и только после этого озвучивалась диктором. Текст начитывал сам Ромм. В студии он смотрел получившийся материал и обычным разговорным языком, без готового текста комментировал то, что видит на экране. Иногда режиссер делал по шесть-семь дублей небольшого куска. В день получалось озвучивать около пяти минут готового материала. Разговорный характер комментария стал одним из отличительных признаков фильма.

Как и Дзига Вертов, Ромм, конечно же, был не только коммунистом, но и советским режиссером. Сочиняя картину, он не мог не находиться под влиянием партийной линии, которая должна была главенствовать в любом публицистическом произведении. Поэтому-то в фильме и присутствуют детали, кажущиеся сейчас чрезмерно усиленными. Например, режиссер несколько раз повторяет поцелуй партийного функционера с заводчиком Круппом и тем самым подчеркивает низкопоклонство партийцев перед «капиталом». Если он делает стоп-кадры, делает самые непривлекательные выражения лиц нацистских лидеров. По мнению кинокритиков, иногда советская пропаганда в фильме доходит до абсурда. Например, закладка автобанов выставляется в отрицательном свете, так как они строятся для будущей войны.

Но сейчас с уверенностью можно сказать, что кинофильм Ромма — один из выдающихся документальных фильмов советской эпохи. Он раскрывает сущность не только нацистского режима, но и тоталитарных режимов вообще. Он делает обобщения высокого уровня, создает картину тоталитарного манипулирования сознанием независимо от конкретного государственного строя. Очень рекомендуем посмотреть картину именно сейчас. Будут напрашиваться весьма интересные прямые параллели.

страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
теги: документальный

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.