На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Лучшие отечественные документальные фильмы Самое Настоящее кино
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Самое Настоящее кино

Через три года после «Времен года» появился еще более короткий документальный фильм. Всего на десять минут. Это скорее зарисовка, новелла. Но эта короткометражка в одночасье сделала Герца Франка классиком. Критики назовут его «Старше на 10 минут» киностихотворением. Мы, современные юзеры YouTube, удивимся: казалось бы, что такого — снять единым кадром, без склеек, лицо одного мальчика во время кукольного выступления?.. Все не так просто.

Сначала должна была родиться идея — снять одним кадром лицо малышей во время представления в зрительном зале. Зачем? Чтобы проникнуть в сознание маленького человека, проследить его внутренний духовный рост. Затем должно было прийти понимание того, как это сделать. Эти десять минут режиссер выверял с математической точностью. Ради одного кадра камеру и свет выставляли часами. Меняли положение, экспериментировали, проводили репетиции. Необходимо было выставить свет на каждого из сидящих перед сценой зрителей. Авторы, конечно же, не знали, кто из детей, пришедших на представление, будет наиболее интересен и убедителен. Причем свет нужно было поставить так, чтобы не отвлекать зрителей от самого представления — с одной стороны, и не раскрыться в том, что будет производиться съемка — с другой. Режиссер хотел поставить свет не сверху, а снизу, чтобы видеть высвеченные с нижней точки глаза ребенка. Он хотел получить высоту духовного роста человека за десять минут. Кроме того, надо было особым образом расположить камеру. Чтобы она была и не заметна, и могла двигаться, и делать разные крупности. «Важно было не просто включить камеру и смотреть, важно было начать кадр с общего плана», — рассказывал режиссер. Кроме как скрытой камерой снимать было нельзя. Открытая камера просто уничтожила бы весь замысел. Это сейчас видеокамера разрешением HD есть в каждом десятом телефоне. А тогда сделать скрытую камеру из громоздкой кинокамеры с пленкой было делом весьма проблематичным.

Легко можно предположить, что было снято не один десяток дублей. Но тот, что остался — действительно замечательный. С одной стороны, нет ничего проще, чем снимать животных и детей. Зрителю в любом случае понравится. Они всегда естественны и искренни. И конечно, Герцу Франку невероятно повезло столкнуться с эмоциональным мальчуганом, который смотрит действительно интересное и разнообразное представление в кукольном театре, а не скучную нудную сказочку. Другие дети, как мы видим, сидят более спокойно и менее эмоционально, отвлекаются, болтают друг с другом, или просто безынтересно глядят в пустоту. Этот же малыш лопочет что-то, плачет, кусает руки, хватается ладонями за лицо, смеется и, не отрываясь, следит за происходящим. Но главное — у режиссера не возникло желания взять и порезать материал на куски, сделать из него монтажные склейки. Иногда это настоящее мужество — оставить снятый кусок таким, какой он есть. Ведь через несколько минут просмотра этой работы проникаешься его внутренней энергетикой, его состоянием и начинаешь с неподдельным интересом следить за происходящим. На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах у зрителей превращался в новую личность.

Гениальное название, конечно, тоже сыграло огромную роль. Представьте себе этот фильм без названия. Надо дать ему имя. Короткометражка о том, как мальчик смотрит представление в кукольном театре? «Сказка о добре и зле»? «Малыш в кукольном театре»? «Старше на 10 минут», конечно же! Спустя два десятка лет Вим Вендерс предложил своим коллегам из разных стран повторить идею Франка и снять десятиминутные короткометражки о том, как люди становятся старше за короткое время. В результате появились «На 10 минут старше: Труба» и «Виолончель». Хотя сам Франк рассказывал, что нельзя игровыми средствами сделать то, что так естественно в фильме «Старше на 10 минут». Ведь режиссер хотел преподнести вселенский замысел — он снимал не театр, не сказку о добре и зле, он погружался в тайны души человеческой.

И если вы все еще спрашиваете — что же в этом фильме такого, если сейчас любой может снять лицо ребенка, например, в кинотеатре, то самый простой ответ будет звучать так: Герц Франк догадался сделать это первым. Все подражания — будут лишь подражаниями и копированиями.

Кстати, в 1999 году Франк отыскал этого мальчика из зрительного зала. Режиссеру хотелось узнать, как живется трепетному мальчугану в реальном мире, где добро и зло не сказочные, кукольные, а настоящие. Выяснилось, что сейчас это обычный парень, который живет в Праге. Снимали его в огромном помещении, похожем на казино. Парень играл в карты. Эмоциональности и слез не было, а было самое обычное лицо и здравый ход мыслей современного молодого человека. Хорошее и вполне логическое эволюционное развитие.

Во второй половине 80-х, когда кинематографисты почувствовали, что, наконец, могут говорить все, что считают нужным, не опираясь на внутренние правила партии, на экраны один за другим вышли два фильма, пожалуй, лучше всех рассказавших об удивительном времени перемен и поиска определений.

страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
теги: документальный

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.