|
|
Вторым, после «Легко ли быть молодым?», документальным фильмом, точно описывающим 80-е годы, стал «Рок» Алексея Учителя. Режиссер тогда еще специализировался только на документальном кино, и не помышлял об игровом. Он не был поклонником советской рок-музыки и снимал фильм скорее как социальное явление, а не как музыкальное.
Да и сами рокеры были достаточно закрытым сообществом. Они с подозрением относились к любому вторжению извне. Неудивительно, ведь каждый из музыкантов прошел через множество государственных инстанций, общался не с одним десятком чиновников и милиционеров. А внушительная съемочная группа с разрешительными документами, предписаниями и с кучей аппаратуры была самым что ни на есть представителем государственного аппарата. Рассказывают, что Учителю удалось заручиться доверием Виктора Цоя за счет того, что он принял Марианну Цой на должность администратора съемочной группы. Во время съемок, кстати, отказался участвовать в дальнейшей совместной работе Александр Башлачев. Видимо, посчитал, что режиссер и его съемочная группа слишком далеки от реального положения дел в сфере рок-культуры. И из съемок ничего путного не выйдет. Кадры с Башлачевым, правда, войдут в фильм. Но это будут кадры с похорон музыканта. Уникальные и никем больше не заснятые. Каждый из музыкантов (кроме, наверное, Бориса Гребенщикова) еще не знал, что он — «культовый», что он — феномен поколения. Эти рокеры пока еще не видели стотысячных стадионов. Каждый из них выглядит в кадре вполне обычным человеком, который старается прокормить семью, скрыться от милиционеров, ищущих нарушителей по статье «тунеядство» (Виктор Цой вообще в кадре уголь в кочегарке подбрасывает), и каждый из них пишет и играет музыку, выступает на концертах. По-сути, в построении фильма нет ничего сложного. В кадре главные герои размышляют о жизни, о работе, о музыке. Эти интервью перемежаются живыми концертными выступлениями из Ленинградского рок-клуба, снятыми на черно-белую пленку в почти полной темноте. Вот и все. Но именно эта жизнь, эти совершенно непафосные эмоции немного растерянных молодых людей, на которых потом будут равняться миллионы, и заставляют сейчас раз за разом перематывать моменты из этого фильма. Вроде того, где Юрий Шевчук рассказывает, как к нему на ленинградский концерт приехал из Уфы пожилой отец, потолкался среди молодежи, спрашивая о том, как им Шевчук, как им ДДТ, а в ответ слышал «Это круто, папаша!». Ну а потом зашел в гримерку, обнял сына и сказал: «Вы выступили, как до Берлина прошли!». И на фоне этого рассказа Шевчук убирает мебель в буфете, моет, подметает и выходит на предрассветную улицу утреннего Ленинграда. Шевчук еще сам утверждается, ищет поддержки в словах отца, убирает по ночам в пирожковой, а с его участием уже фильм снимают. Каждый из персонажей картины — обычный советский гражданин… Например, Олег Гаркушка, советский киномеханик, у него жена недавно родила, и он встречает ее вместе с маленьким сынов в роддоме. А Борис Гребенщиков уже гуляет со своим маленьким сыном на плечах. Виктор Цой смущен поклонницами в гримерке. Ни про кого из них не скажешь, что он разрушает основы советского государства и опасен для общества, как преподносила рок-музыкантов советская пропаганда. При всем при этом обыкновенных людей, на которых равняются тысячи людей по всей стране, из музыкантов не получается. Если у них все так просто и обыденно, то как же появляются их настолько пронзительные и точные песни? Как они пишут музыку, которую переслушивают раз за разом? Слишком большое пространство для тайны. Качество звука на концертах весьма хорошее. Учитывая, что аппаратуру ставили достаточно быстро и не собирались делать из готового материала концертного фильма. Несмотря на это, музыканты критиковали картину за то, что в кадре нет концертных съемок со зрителями в кадре. И отсутствует рок-культура как таковая. Дескать, это слишком классическая документальность. Но это рок-музыканты, у них свое видение и представление о том, каким должен быть документальный фильм. А нам же достался ровный, немного отстраненный фильм не столько о рок-музыке 80-х, сколько о 30-летних людях восьмидесятых годов, которые не просто так живут в этом мире. У них есть цель и они к ней идут. Громко и мелодично. | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |