На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Лучшие отечественные документальные фильмы Самое Настоящее кино
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Самое Настоящее кино

Оператор фильма «Старше на 10 минут» Юрис Подниекс через семь лет после выхода фильма начинает снимать свой уже шестой документальный фильм в качестве режиссера. Через год работы в московском кинотеатре «Россия» начинают показ единственной копии фильма «Легко ли быть молодым?». И буквально тут же в кассы выстраиваются километровые очереди, что происходит впервые в истории советского документального кино. Фильм становится настоящим общественным событием и на равных конкурирует в прокате с игровыми фильмами. До этого такое случалось лишь после выхода «Обыкновенного фашизма». Спустя год после выхода фильма, Юрису Подниексу дали главную награду Советского Союза — государственную премию.

В чем же заключался секрет популярности этой картины? Советского зрителя в первую очередь поразило присутствие в кинофильме таких незнакомых ему «панков», «наркоманов», «металлистов», «буддистов». «Неужели они есть и у нас, в Советском союзе?», — недоумевали одни. «Неужели этих оболтусов со двора пустили на экран?», — удивлялись вторые. С экрана молодые циники утверждали, что главная цель жизни — это не построение счастливого советского общества, а деньги. Идеалы старшего поколения разметались в пух и прах.

Действие происходит в Латвии. Весь фильм снят на латышском языке с закадровым переводом. Большинству зрителей это придавало флер иностранного, западного, фильма, хотя в кадре и были советские милиционеры, советские подростки, советские машины.

Фильм начинается с рок-концерта. Буйство энергии, буйство молодости. Раскачивающиеся под музыкальные ритмы руки, восторженные жесты, патлатые головы. И резко встык — съемка того же волосатого парня, но уже обритого, в военной форме, полгода спустя. Девушка — но уже с ребенком, рассказывает, что слушает уже не ту музыку, что раньше.

И вот — кадры суда. Судят семерых молодых парней лет 16-17. Судья произносит рыдающей матери: «Соберитесь, успокойтесь и объясните суду поведение вашего сына». Выясняется, что после показанного рок-концерта группа зрителей, заскочив в последнюю электричку, разгромила два вагона. Примерно так происходит при путешествии на «Нашествие». Из ста человек, участвовавших в этом, повязали семерых. Их и судят. Понурые, хмурые молодые люди сидят в зале суда и дают показания. Картина спокойная для взгляда большинства граждан — малолетние хулиганы повязаны и чувствуют себя виноватыми. Но тут-то до сознания доходит, что виноватыми они как раз себя и не считают! И еще осмеливаются говорить о каких-то своих проблемах, о том, как им живется. Говорят, рассказывают, какие у них есть идеалы, сколько денег им нужно, чтобы начать счастливо жить. Рассказ снова возвращается в зал суда. Прокурор раз за разом спрашивает: «Осознал ли ваш ученик вину за содеянное, или нет? Подсудимые, осознаете ли вы вину за содеянное? Вы признаете вину?». Суд выносит приговор — два года тюрьмы, три года тюрьмы. Подростки растеряны, плачут, матери лежат навзничь на столах. Для Подниекса это только завязка, повод подняться над узко-социальным контекстом, взглянуть на то время, которое происходит сейчас, в данную минуту.

Понятно, что вопрос, заданный в названии фильма — риторический. Быть молодым не легко нигде и никогда, ни в каких благополучных странах и ни в какие благословенные времена. Подросток всегда рефлексирует, всегда считает себя и свое окружение потерянным поколением. Взрослое поколение отчитывает молодую девочку: «Ты не ценишь жизнь, ты только начинаешь жить, ты не знаешь цену жизни», а та шепчет «Оставьте меня в покое». Понятно, что такое поведение «старшего» поколения вызывает усмешку. Чтение нотаций никому не нравится. И в этом плане Подниекс скорее на стороне двадцатилетних. Он нейтрален, его камера внутри повествования. А сама интонация повествования вызвала восторг — так советские документалисты еще не снимали. Непривычно свободный монтаж и камера, не возвышающаяся над фиксируемой жизнью, но участвующая в ней.

Уже позднее, знакомые режиссера, кинокритики и коллеги отмечали, что над всем фильмом был элемент трагизма. Некая незримая связка «молодежь — смерть». Подростки в противогазах ходят по трупам афганцев. Паренек, которого снимали год назад, простудил почки и умер. Молодая двадцатилетняя мама с ребеночком на руках размышляет о последствиях Чернобыльской аварии. Все это оказывало на зрителей огромное эмоциональное воздействие.

Юрис Подниекс был счастливчик: первым из киношников он вошел в самый опасный блок Чернобыльского атомного реактора и вышел без губительных последствий. Стоял рядом со своими операторами Андрисом Слапиньшем и Гвидо Звайгзне: они погибли от пуль ОМОНовцев, а он уцелел. В Литве, Средней Азии, Нагорном Карабахе он десятки раз рисковал, но выжил. Режиссер трагически погиб летом 1992-го в возрасте 41 года. Он занимался подводным плаванием в озере Звиргзду, возле Кулдиги, в Западной Латвии. Видимо, задохнулся, слишком резко меняя глубину. Остался навсегда молодым. Таким же, как и герои его главного фильма. Вместе со своим режиссером они навсегда остались в истории отечественного кино как пример честного и неангажированного взгляда на то время, в которое они жили. И опять же, в своем жанре Подниекс был первым. Если вам кажется, что подобное вы уже смотрели, то вот вам снова — он сделал такой фильм раньше.

Нам сегодняшним остаются слова парня из тех далеких или не очень 80-х. Их сейчас слышишь так, словно читаешь твиттер старшеклассника: «Вы выросли после войны, вы чего-то хотели, а мы хотим... Ну, я не знаю, просто весело время проводить. Вы на телевизор как на чудо смотрели, а нас ничем сейчас не удивишь».

страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
теги: документальный

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.